Вербное воскресенье, 28.03.21
«В то время: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано, и это сделали Ему.»
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Мы вступаем в период Страстной недели. Через несколько дней - Пасхальное Триденствие, во время которого мы переживем величайшие тайны нашей веры. Хотя фраза «тайны нашей веры» звучит очень сухо и даже банально, если вникнуть во все это, подумать и помолиться, оказывается, что это утверждение сводится к тайне любви Бога к человеку, к каждому из нас. Тайной является то, почему Бог любит нас. Почему он так унижает себя, что лишается всего, хотя мы являемся грешниками? Однако эту тайну нам не нужно разгадывать. Наша задача - открыть и принять Его безусловную и бесплатную любовь. Пусть следующая Страстная Неделя, которую мы начинаем сегодня, поможет нам открыть и вновь разжечь в нас любовь, которая сможет ответить Богу на спасительное дело Иисуса Христа.
Первое чтение Ис 50, 4-7
Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
Прочитанные вами слова - один из четырех отрывков в Книге Исаии, известных как Песни Раба Яхве (Господа).
Служение Богу было долгом каждого, однако люди, особым образом посвятившие себя Богу, были уважаемыми и занимали высокое социальное положение. В то же время Раб Господний, несмотря на свою верность Богу и людям, показан нам в страданиях, позоре, неудачах.
Судьба ученика Слова Божьего, предстающего перед народом как пророк и учитель мудрости, становится предсказанием судьбы Иисуса Христа. В смирении и кротости Христос не только покорился человеческой несправедливости, но и в час величайшего страдания на кресте повиновался Своему Отцу, зная, что план Бога был даром спасения, пожертвованным всем людям.
Второе чтение Флп 2, 6-11
Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Приведенные выше слова апостола Павла из его послания к Филиппийцам - замечательный христологический гимн. Святой Павел показывает филиппинской общине Иисуса Христа как нового Адама. Из-за гордыни и непослушания первого Адама все человечество впало в грех и смерть. Христос же в смирении и послушании принял образ раба, принеся искупительную жертву на кресте за все человечество.
По словам апостола Павла, Бог Отец в ответ на это добровольное унижение Христа «превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени». И все творение призвано единодушно исповедовать, что Иисус Христос есть «Господь во славу Бога Отца».
Евангелие Мк 14,1-15, 47 (https://claret.ru/liturgy/lb20210328.htm)
В истории страстей святого Марка мы находим ответ на фундаментальный вопрос о том, кем является Иисус Христос. Иисус показан как истинный человек и истинный Бог
Высказывание сотника-язычника «воистину этот человек был Сыном Божьим» является символом пути от неверия к исповеданию веры, который проходит каждый из нас, созерцая Распятого. Человек Иисус бросается на землю в Гефсиманском саду с мольбою оставленности и ужаса. Иисус Сын Божий обращается к Всевышнему Богу словами «Авва, Отче». После этой молитвы, к которой Иисус возвращался трижды, Он готов исполнить волю отца и притерпеть все уготованные Ему страдания. Так Сын Божий переступает порог смерти. |