Как гласит Катехизис католической церкви, человек по своей природе открыт Богу. Это правда, что все люди, живущие на Земле, хотят верить во что-то или в кого-то. Даже времена воинствующего «красного» атеизма доказали, что человеку нужно верить хотя бы в неверие. Поиск Бога начертан в человеческом сердце на всех широтах и во все времена. Бог открывает Себя и хочет сотрудничать с нами, чтобы сделать этот мир лучше. Однако мы должны выйти Богу навстречу и проявить хотя бы минимум интереса и открытости. Бывает, что на этом пути нам не обойтись без помощи других людей.
Первое чтение Иер 31,31-34
Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от
малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
В 586 г. до рождения Христа Иерусалим был разрушен Навуходоносором. Иеремия находится среди людей, ожидающих
депортации в Вавилон, и страдает вместе с ними. В таких обстоятельствах Бог обращается к Иеремии как к пророку, а с ним и ко всем израильтянам, со словами надежды и утешения. Суть сегодняшнего отрывка из книги Иеремии - это обещание «нового завета». Этот завет должен быть основан на взаимной любви Бога и Его народа. Он должен быть выгравирован не на каменных скрижалях, а в глубинах человеческих сердец. Это будет необыкновенный дар от Бога, знак нового времени. Новый завет (договор) с людьми заключит Иисус во время последней вечери, когда установит таинство Евхаристии (ср. Лк 22:20). И исполнится он в Страстную пятницу, когда Иисус Христос умрет на древе креста.
Второе чтение Евр 5,7-9
Братья: Христос, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями научился послушанию; и, исполнившись совершенства, сделался для всех послушных Ему источником спасения вечного.
Сегодняшнее второе литургическое чтение выражает суть дела спасения, совершенного Христом. Это правда, как пишет автор этого письма, что только первосвященник, милосердный и верный, может раз и навсегда очистить людей от их грехов своим самопожертвованием. Для этого Он был вынужден взять на Себя наши слабости и наши страдания, чтобы во всем уподобиться нам.
Сегодняшняя цитата реалистично показывает нам, насколько сострадание Христа распространяется на нашу человеческую природу и откуда Он черпал силы, чтобы ходатайствовать за нас. Христос черпал эту силу из полного послушания воле Отца. Через сыновнее послушание Христос совершил искупление (награду) Небесному Отцу за наши непослушание и грехи. Те, кто идут по тому же пути за Христом, пишет автор, получают вечное спасение.
Евангелие Ин 12,20-33
В то время: Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идёт и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: ; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на час сей Я и пришёл. Отче! прославь имя Твоё. Тогда пришёл с неба глас: и прославил и ещё прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром. А другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт.
Сегодняшнее Евангелие показывает нам группу людей языческого происхождения, греков, которые, однако, приезжают в Иерусалим на праздник Пасхи. Эти люди верят в единого бога, Яхве, но культура, в которой они живут, не позволяет им полностью войти в избранный народ, потому что они отказываются от обрезания. Греки подходят к Филиппу и просят его показать им Иисуса. Они выбрали Филиппа, потому что он был учеником Иисуса и в то же время сам имел греческое происхождение. Филипп просит помощи у Андрея как одного из самых близких Иисусу. Евангелист не рассказывает, состоялась ли встреча и разговор Иисуса с пришельцами. Для него более важно передать сказанные в этот момент слова Иисуса о Его неминуемой близкой смерти и ее плодах.