Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.05.2022, 07:00
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню

Полезные ссылки

Поиск по сайту

Архив записей

Polski

Календарь

«  Май 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Ближайшие даты

Католические праздники

История прихода

Псков испокон веков был веротерпимым городом. Сказывалось его приграничное положение, близость к городам Ганзейского союза и активная торговля с ними. Во Пскове проживало не мало иностранцев, исповедующих католичество. О первых католиках в Пскове достоверно известно еще со времен князя Александра Невского.

По высочайшему повелению
Знаковым для католиков Пскова становится XIX век. 

В 1803 г. во Пскове, тогда уже губернском городе, проживало 96 католиков. Итальянский купец Лаврентий Карри начал создавать общину. По его просьбе, священник Мартин Шимановский подал прошение в Синод об устройстве в Пскове католического храма. По Высочайшему повелению императора Александра I, псковским католикам разрешалось иметь капеллана и предписывалось начать проведение богослужений в одном из пустующих православных храмов. Архиепископ Псковский, Курляндский и Лифляндский Ириней в 1804 г. отвел католической общине храм во имя Трех Святителей, упраздненного еще указом Екатерины II женского монастыря, богослужения в котором не совершались с 1758 г. 
 
Храм был полностью отремонтирован на пожертвования верующих. А над входом надстроили деревянную башню с крестом. 21 ноября 1805 года храм был освящен в честь Пресвятой Троицы священником Тадеушем Добкевичем, делегированным Могилевским митрополитом. Перестроенное здание бывшего православного храма в новом качестве просуществует еще почти пятьдесят лет. 

Приход первое время был очень беден. В 1806 г. о. Мартин Шимановский вновь обратился к императору с просьбой о выделении из государственной казны постоянного жалованья для католического священника в Пскове. Император и в этот раз не отказал, и назначил жалование в размере 200 рублей, добавив от себя лично 500 рублей единовременной помощи на нужды прихода. В этом же году г-н Лаврентий Карри совместно с прихожанами купил у псковского мещанина г-на Воскобойникова дом для постоянного проживания священника. Эта известная в Пскове архитектурная постройка с тех пор именуется "Домом ксендза".

 

Строительство нового храма 
К 1850 г. приход Пресвятой Троицы в Пскове насчитывал уже более двух тысяч прихожан. Настоятель Прихода священник Юстин Витковский инициировал сбор пожертвований для перестройки храма, поскольку старое здание максимально вмещало не более шестидесяти человек одновременно. 27 апреля 1854 г. о. Юстин положил и освятил краеугольный камень в основание здания нового храма. Архитектором проекта нового храма стал инженер Яневич.
Здание выходило своим фасадом на красную линию Поганкина переулка (нуне Музейного, д. 6) К 1855 году перестройка храма была полностью завершена и 15 августа 1855 года в нем состоялось его освящение также в честь Пресвятой Троицы.
В этом же году за оградой Димитриевского кладбища был обустроен католический участок для захоронения. На нем стараниями того же о. Юустина была построена часовня св. Винсента де Поля. 23 июня 1857 г. Шидловским инфулатом Антонием Фиалковским часовня была освящена.
 
Храм Пресвятой Троицы был построен из известковой плиты длиной в 11 саженей, шириной 8 саженей и высотой 4 сажени и 2 аршина. Над фасадом храма возвышались две колокольни высотой в 7 саженей. В них размещались два колокола, каждый по 25 пудов. В храме было три алтаря. Боковые выли посвящены Господу Иисусу Христу и Пресвятой Деве Марии. Главный алтарь был посвящен Пресвятой Троице. В 1873 г. из Варшавы был привезен орган, насчитывающий восемь регистров. Настоятель Прихода о. Юустин Витковский скончался 3 января 1874 г. и был похоронен на им же устроенном католическом участке Димитриевского кладбища. В Псковский католический приход был назначен новый настоятель. К 1888 году Приход насчитывал уже 2837 прихожан.

Имущественный реестр

В имуществе Прихода Пресвятой Троицы по описям 1886, 1906 и 1921 гг. числились: 
- дом священника; 
- здание воскресной школы, в комнатах которой находились десять различных икон; 
- каменная часовня св. Винсента на католическом участке кладбища и сторожка;
- иконы: над главным алтарем Пресвятой Троицы; св. Винсента, Остробрамской Божией Матери в позолоченном окладе, Иисуса, благословляющего детей, Святейшего Сердца Иисуса и св.Антония Падуанского. На стенах храма были помещены изображения 14 стояний Крестного Пути, икона увенчания Христа терновым венцом, Святого Семейства, св. Стефана Первомученика, снятия с Креста, Девы Марии с Младенцем Иисусом. В часовне под хорами была икона Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 
- приют Пресвятой Деве Марии для девочек-сирот (1904 г.) расположившийся в доме на улице Костельной жертвователя К. Вериго; 
- две школы, мужская и женская, находившиеся на содержании католического благотворительного общества; 
- каменный (пять комнат и мезонин) и деревянный (четыре комнаты) дома, пожертвованные приходу в 1861 г. г-ном И. Доморацким, по улице Великолукской, недалеко от храма; 
- молитвенный дом в г. Опочке по ул. Б. Болашевская, построенный в 1904 г.; 
- комплекс зданий с/х школы для детей-сирот, открытой в 1915 г. в пос. Белые Струги (Станиславовка); 
- молитвенный дом, посвященный Святейшему Сердцу Иисуса, в г. Новосокольники, построенный в 1908 г.; 
- часовни в деревнях Глинки и Рыково (Себежского прихода); 
- церковь Великомученика Георгия в г. Невель; 
- часовни на кладбище в г. Невель и в дер. Гагаринске, Баеве, Корейцове, Блинах, Игнаполе; 
- часовня в г. Порхове, построенная в 1910 г.; 
- часовня в пос. Дно, построенная в 1910 г.; 
- каменная часовня в г. Острове, построенная в 1904-1905 гг.; 
- церковь св. Антония Падуанского и Пресвятой Девы Марии (приписана к храму Пресвятой Троицы в 20-х годах) в г. Великие Луки, при ней же была приходская школа.

 

Католики Пскова

Католические приходы в Псковской губернии были весьма многочисленны.
Их прихожанами являлись поляки, сосланные в Россию после подавления восстаний в Польше, а также приехавшие на заработки на строительство и расширение железной дороги литовцы и латыши. Были и потомки немцев, приехавших сюда еще по приглашению Екатерины II. Большая часть этих людей работала на Николаевской железной дороге. В Пскове были очень известны и
пользовались заслуженным уважением семьи Саковичей (Бронислав Сакович был инженером-технологом) и Ранвидов, один из которых был губернским архитектором. 
 
По воспоминаниям прихожан, тех, кто еще с детства посещал псковский храм, Скорачинской Паулины Феликсовны и Лукшис Софьи Михайловны, храм был очень красивым, ухоженным. Его проходили на латыни, но проповедь и молитва "Отче наш" произносились на польском языке. В храме имелся свой хор. Катехизацию детей до революции проводили монахини. Они же ухаживали за детьми в приюте, следили за их учебой и воспитанием. В Торжества Рождества Христова и на Пасху разыгрывались театрализованные спектакли. О численности прихожан свидетельствуют фотографии 1906 и 1920 гг., на которых запечатлены более пятидесяти детей, приступивших к Первому Причастию. 

Незаживающая рана 
Октябрьская революция 1917 г. нанесла незаживающую рану приходу Пресвятой Троицы. Имущество храма в двадцатые годы было национализировано, а сам храм обложен огромными налогами. Тогда же появилось и нововведение советской власти - административные органы управления приходов, т. н. "двадцатки". Председатель этого выборного органа
вместе с настоятелем отвечал за ремонт здания храма, порядок проведения богослужений и сбор всех налогов. Последним председателем "двадцатки" в Пскове был брат священника Яна Милковского. По документам судьбу братьев установить не удалось, но, по воспоминаниям прихожанки С. М. Лукшис, они были расстреляны в 1937-1938 гг. Та же участь постигла почти  всю "двадцатку". 
 
В это скорбное для России время в Пскове служили священники: 1912 г. - ноябрь 1917 г. - о. Франциск Левговд; 1918-1920 гг. - о. Иосиф Монюшко (служил также в Дно и Порхове); 2 сентября 1920 г. - июнь 1923 г. - о. Павел Хомич (окормлял также верующих в Дно, Порхове и Острове. Был арестован 28 января 1927 г. и до декабря 1936 г. отбывал срок в Соловецком лагере. Повторно был арестован в Ленинграде 15 июля 1942 г. и расстрелян.); 21 июля 1923 г. - 1925 г. - о. Викентий Дейнис (обслуживал не только приходы в Пскове, но и в области.
Был арестован в Ленинграде 5 февраля 1928 г., до 27 мая 1933 г. находился в лагере на Соловках, в октябре 1933 г. был освобожден и по обмену выехал в Литву); 1925-1926 гг. - о. Ян Ворслав (служил также в Дно, Порхове и Острове. В конце 20-х годов был выслан в Омск. 9 сентября 1937 г. был арестован в Луге, 6 октября 1937 г. - расстрелян и похоронен в Левашово, под Ленинградом); до 1930 г. - о. Ян Милковский. Судьба его неизвестна.

В 1934 г. храм Пресвятой Троицы в Пскове был окончательно закрыт, а здание кардинально перестроено чтобы ничего не напоминало о бывшем храме.
В 1935 г. часовня св. Винсента была передана православному храму св.Димитрия Мироточивого, однако его община отказалась от использования часовни за ненадобностью.
По воспоминаниям П. Ф. Скорачинской, до 1937 г. изредка во Псков еще приезжал священник из Луги. Он на дому совершал таинства крещения и венчания, проводил отпевания. В это же время псковские поляки, латыши, эстонцы имели возможность встречаться в т. н. "Клубе нацменьшинств". Там по традиции ставились самодеятельные спектакли на родных языках. В 1938 г. закрылся и этот клуб, т. к. после очередной волны арестов собираться в нем стало некому. 


Смиренное кладбище 
К началу Великой Отечественной войны в Пскове осталось очень мало католиков. В начале июля 1941 г. фашистские захватчики заняли город. Видимо, в это же время было основательно повреждено здание храма Пресвятой Троицы, т. к. для своих солдат немецкое командование построило на территории теперешнего стадиона "Машиностроитель" молитвенный дом, в котором поочередно проводились католические и лютеранские богослужения. Литургию было разрешено посещать и местным жителям, и, как вспоминает С. А. Скорачинская, слева от входа стояли маленькие скамейки, предназначенные для псковичей. Правда, посещало этот молитвенный дом не более 15-20 человек из числа местных жителей. 
 
Сразу после войны была разобрана часовня на кладбище, кирпичи из ее стен были использованы для строительства жилых домов. Тогда же, видимо, была разобрана и сторожка у входа на католическую часть кладбища. На сегодняшний день от часовни остался только фундамент. Видны несколько сохранившихся памятников, на которых еще можно прочесть фамилии погребенных. На этом кладбище было захоронено более 500 католиков, большинство из которых были польского происхождения. Судьба многих надгробий трагична: когда в начале 60-х Димитриевское кладбище было закрыто для захоронений, желающие могли официально через сберкассы приобрести надгробия с могил, за которыми никто уже не ухаживал. С памятников сбивались старые надписи и делались новые. Вокруг храма Димитрия Мироточивого есть несколько таких могил, на которых, по словам старожилов, надгробия с католического кладбища. Вокруг часовни располагались захоронения в виде семейных склепов. Сейчас на месте часовни еще возвышается лишь часть фундамента.

 

В наше время 
До 1992 г. псковичи католического вероисповедания в большинстве своем молились дома, некоторые для ежегодной исповеди и причастия ездили в Ленинград или на свою этническую родину - в Латвию, Белоруссию, Украину и т. д. Там же крестили детей. Некоторые для молитвы посещали православные храмы. 
 
С 1992 года Юзефа Станиславовна Маркова начала собирать потомков католиков. Она давала объявления на радио, через газеты, назначая место встречи. В первый раз собралось чуть более 10 человек, но этого было достаточно для регистрации общины, и 28 мая 1992 г., после 60-летнего перерыва, в Пскове вновь появляется приход Пресвятой Троицы, пока еще без священника и без места совершения богослужений. Неутомимая Юзефа Станиславовна отправилась в Москву к архиепископу Тадеушу Кондрусевичу с просьбой прислать в Псков священника. Первым приезжал для ознакомления с приходом - по благословению Тадеуша Кондрусевича - священник Яцек Кучмик OFM, и первая Месса после столь долгого перерыва была совершена на квартире Юзефы Станиславовны. На эти богослужения стали приходить те, кто еще помнит богослужения в храме Пресвятой Троицы, и их потомки, а также те католики, кто стал жителями Пскова и области. 
 
В ноябре 1992 г. в Псков для постоянного пастырского окормления верующих приехал священник Кшиштоф Пожарский. Почти год Святая Месса совершалась на квартирах прихожан. Настойчивые обращения верующих в органы местного самоуправления с просьбой о возвращении некогда принадлежащего приходу здания храма, осталась не удовлетворена. Число прихожан росло. Верующие узнавали друг от друга о регулярных богослужениях, и вскоре квартира, где о. Кшиштоф совершал Святую Мессу, не могла вмещать всех желающих. 
О. Кшиштоф приобрел на окраине Пскова дом, в котором силами прихожан была оборудована часовня и жилые помещения для проживания священника. 18 декабря 1993 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил часовню, в которой с тех пор стали регулярно проходить богослужения и началась нормальная приходская жизнь. Рождество 1993 г. прихожане встречали уже в этой часовне.
Всё свое свободное время о. Кшиштоф посвящал делу возрождения прихода, и 
прилагал усилия для возвращения храма. В 1994 г. прихожане обратились с официальным письмом в администрацию Псковской области с просьбой о возвращении исторического здания католического храма, в котором в то время находился учебный центр. Однако в данной просьбе верующим было отказано. 
 
В ноябре 1996 г. в псковский Приход был назначен новый настоятель, священник Адам Стычень. О. Адам, на попечении которого находились приходы Пскова, Луги и Великих Лук, продолжил работу с местными властями по возвращению исторического здания храма. Он обращался даже к Президенту России Борису Ельцину. Поскольку в то время не было подходящего помещения для переселения учебно-производственного комбината из здания храма, приходу было отказано в возврате здания.
 
В 1998 г. на очередную просьбу прихода о возвращении здания храма, администрация г. Пскова предложила земельный участок для проектирования и строительства нового католического храма. Участок расположен по ул. Плехановский Посад, 64, вблизи Димитриевского кладбища, на котором находилась часовня и участок старого католического кладбища. Выделенный под проектирование и строительство участок был неблагоустроен и захламлен, на нем были самовольно установлены металлические гаражи.
 
Проект нового католического храма на 200 мест был выполнен главным архитектором Пскова Анатолием Цариком. При подготовке и разработке проектно-строительной документации был произведен опрос жителей квартала, который показал, что большинство жителей не возражает против строительства на этом участке католического храма. Единственное, что пришлось изменить в проекте – это регламент высотности колокольни. С 43 метров пришлось снизить до 30 (с крестом).
 
В сентябре 1999г. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич назначил настоятелем прихода Пресвятой Троицы в Пскове священника Кшиштофа Каролевского. Он приехал, чтобы заняться строительством нового храма с приходским домом.  
 
28 августа 2000 г. состоялось освящение земли под строительство нового храма и освящение креста. Затем строительство развернулось полным ходом. О. Кшиштоф приложил очень много усилий к тому, чтобы псковские католики имели свой храм. К сожалению, в 2011 году строительство храма приостановилось.
На сегодняшний день не столь уж многочисленная община псковских католиков собирается для богослужений в нижнем храме, освященном 11 сентября 2005 г. Прихожане продолжают молиться о том, чтобы и верхний храм был достроен, и они смогли бы прославлять Господа под его сводами.

 

Утерянные католичские храмы Псковской области

 

Священник Кропф, многолетний настоятель Прихода в Себеже

(фото начала XX века)