21:13 3-е воскресенье Великого Поста, 07.03.21 | |
Воскресные литургические чтения рассказывают нам о планах Бога и пути человека. После напоминания об опасностях искусителя и демонстрации истинного образа человека в Иисусе, Преображенном на Горе Фавор, в литургии 3-го воскресенья Великого Поста Слово Божье указывает на чрезвычайно важное направление человеческих путей. Возвещая о страстях и воскресении Христа, оно громко провозглашает великое достоинство человека. В конце концов, Бог создал нас по своему образу и подобию (Бытие 1:27). Образ Бога в человеке, являющемся его главным творением, за которое Бог заплатил кровью своего Сына, находится под угрозой во многих отношениях. Во время наших великопостных размышлений мы должны осознать опасности, грозящие нам как из окружающего мира, так и изнутри нас. Названные храмом, мы слишком часто больше похожи на рынок. Вот почему в наши дни так важно предпринять усилия, чтобы слушать Слово Божье и заново открыть для себя Любовь Бога к человеку, который «так возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (ср. Ин 3:16). Мы должны рассматривать сегодняшние чтения как призыв глубоко задуматься над тем, что для нас важно, что нами движет, что является источником наших забот. Возможно, мы стали похожими на тех занятых торговцев и покупателей жертвенных животных, для которых важен был уже не Бог, а цена продажи и покупки. 1 чтение Исх 20, 1-17 В те дни: Изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Чтобы раскрыть намерения Бога в отношении человека Литургия сегодняшнего воскресенья Великого Поста в первом литургическом чтении провозглашает старейший из существующих моральных законов - Десять заповедей. Сегодняшний день напоминает нам: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Помните День Господень, чтобы святить его. Почитай отца и мать. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не лги. Не желай чужой жены и чужой собственности. Мы завершаем чтение этого морального кодекса восклицанием «Это Слово Божье». Таким образом, мы подтверждаем фундаментальные отношения нашей жизни и всех наших отношений с Богом. Декалог был подарком, который Бог дал Своему народу на горе Синай. Церковь, Народ Нового и Вечного Завета, взирает на Десять Заповедей у подножия Креста. Церковь читает Закон Декалога с точки зрения Божьей любви, высшим воплощением которой является Распятый Христос. Этот аспект любви и ее сила был подчеркнут Иоанном Павлом II в конце своего третьего паломничества на свою родину: «Человек должен иметь основную уверенность в том, что его любят, что он утвержден во всей истине своей человечности. Только тогда он готов принять требования. Он также готов требовать от себя самого. Он даже способен на большие жертвы и отречение». 2 чтение 1 Кор 1, 22-25 Братья: И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Сообщество в Коринфе было разделено на различные фракции. Поэтому апостол Павел решительно обратился к коринфянам, чтобы привлечь их внимание к сути апостольской проповеди и указать на абсурдность всех видов разделений. Сущность, о которой пишет апостол, - это Иисус Христос распятый. Люди готовы верить в Бога Всевышнего, но евреи видят прежде всего Его освобождающую силу и поэтому ищут чудес; в то время как греков интересует только его мудрость. Святой Павел утверждает, что распятый Христос вызывает сопротивление тех, кто хочет познать Бога только разумом. Истинным знаком Христа является Его крест, который освобождает людей от рабства зла. Самая глубокая мудрость - это Его смерть, которая искупает наш грех перед Отцом. И все это для того, чтобы дать каждому возможность достичь жизни вечной. Но, как пишет апостол Павел, чтобы понять это, человек должен отказаться от логики этого мира, который считает крест признаком безумия и слабости, и следовать путям Бога, отличающимися от наших (ср. Ис 55,8). Только так мы сможем понять непостижимую любовь Бога к нам, открытую нам в Пасхе Христовой. Евангелие Ин 2, 13-25 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим; и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня». На это Иудеи сказали: каким знаменем докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это cказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке. Сегодняшний отрывок из Евангелия от Иоанна рассказывает об очищении храма. Это событие исключительной важности - с него начинается время публичного провозглашения Иисусом Христом его слова. Кроме того, это происходит перед большим праздником - еврейской Пасхой. Вся жизнь Иисуса отмечена календарем старых иудейских праздников, который Он сам доводит до полноты окончательным и совершенным образом, открывая себя как «нашу Пасху» (ср. 1 Кор. 5: 7). В храме праздновали еврейскую Пасху. В то время приносились в жертву животные, чтобы ознаменовать выдающиеся дела Бога во время освобождения народа Израиля из египетского рабства. В сегодняшнем Евангелии Иисус, войдя в храм, не только выгнал торговцев, но сделал то же самое с ягнятами и волами. Это знак, указывающий на единственную и истинную жертву, которой является сам Иисус Христос. Это событие не только исполняет более ранние пророчества о Мессии, но также указывает на божественность Иисуса, что сопровождается упоминанием о его воскресении: "Разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его"; (ст. 19). Эти слова из сегодняшнего Евангелия говорят о том, что тело воскресшего Христа станет новым храмом (ст. 21 и сл.), где будет происходить новое поклонение «в духе и истине» (ср. Ин 4:23). | |
|
Всего комментариев: 0 | |