Лейтмотив сегодняшних литургических чтений - доверие. Глядя на буквальное значение этого слова, мы можем сказать, что это способность доверять кому-то в ситуации неопределенности. Примером безграничного доверия Богу является Авраам, который покинул свою страну и отправился в землю, которую указал ему Бог. Такое же мужество и упование на Бога должны были проявить христиане из Рима в период преследований, о чем пишет Св. Павел в сегодняшнем втором чтении.
Апостолам было трудно поверить в то, что Иисусу Христу придется пострадать, что он умрет на кресте и воскреснет на третий день. Чтобы подготовить их к этому моменту и укрепить их веру, Христос преображается на горе Фавор, открывая им Свой Божественный Лик.
Период Великого поста - это время, которое является испытанием нашей верности Богу, любви и доверия к Нему. Всматриваясь в преображенного Иисуса Христа, мы должны лучше понять смысл нашей веры и необходимость непрерывного, постоянного изменения нашей жизни.
Первое чтение Быт 22,1-2. 9-13.15-18
В те дни: Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Авраама, которого называют отцом нашей веры, Бог подвергает испытанию. «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение, на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Это было самое важное испытание в его жизни. Единственного, любимого, долгожданного сына Бог хочет забрать и к тому же сделать его, Авраама, собственными руками. Мы не можем себе даже представить, какую внутреннюю борьбу пришлось пережить Аврааму во время своего путешествия в землю Мориа.
Библейский Авраам учит нас способности - к сожалению, все более редкой как в современном обществе, так и в личной жизни - отказаться от того, что у нас есть, возможно, самого ценного, ради блага, которое Бог приготовил для нас, и ценности которого мы еще не знаем. Каждый должен пережить испытание своей горой Мориа. Человек, который серьезно, то есть зрело, относится к своим отношениям с Богом, знает, что он должен всегда сохранять бдительность, научиться читать все знаки и сигналы, которые Бог посылает ему в жизни. Бог испытывает нас, но также и питает нас. Гора Мориа - это также гора заветов и благословений, гора обещаний Аврааму: «... Я благословляя благословлю тебя, умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». Жертва Авраама для Евреев была самым важным событием в их отношениях с Богом. Она показала двойную жертву - «отца, поднимающего нож, и сына, который соглашается умереть».
Второе чтение Рим 8, 31 б-34
Братья: Если Бог за нас, то кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
В сегодняшнем отрывке из Послания к Римлянам Святой Павел восхваляет любовь Бога, который для нас, людей, и для нашего спасения принес в жертву самое дорогое, - своего собственного Сына. Пожертвовав для нас Христа, Он дал нам все необходимое для нашего спасения, и этот факт, по словам апостола Павла, должен вселить в нас величайшее доверие к Богу в контексте последнего суда. Святой Павел показал нам, что Бог-Судья на стороне человека. Никто не может предъявить обвинение верующим, поскольку Сам Бог оправдал их. Павел задает вопрос: «Кто будет обвинять избранных Божьих?» - если Бог Отец во Христе проявляет величайшее милосердие к человеку. Именно Христос взял на Себя наши грехи и вознаградил Небесного Отца за эти грехи. Иисус Христос встретил смерть и победил ее, чтобы ни один человек не был осужден своими грехами на вечную смерть; Он воскрес и постоянно ходатайствует за нас, чтобы мы могли обрести жизнь во всей ее полноте в присутствии Бога. По словам апостола Павла, человеку больше не нужно ничего бояться, потому что ничто не может отделить его от любви Бога во Христе Иисусе, нашем Господе.
Евангелие Мк 9, 2-10
В то время: Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Пётр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых.
«Сей есть Мой Сын возлюбленный; его слушайте» - слышим мы слова Отца на горе Фавор. Исаак был также единственным и любимым сыном Авраама. Следовательно, можно сказать, что Христос - это новый Исаак, которого Отец с согласия своего Сына посылает в жертву на смерть. Но гора Фавор - это прежде всего проявление Божества Иисуса Христа и провозглашение Воскресения. Ученики, когда сходили с горы, говорили о том, «что значит воскреснуть из мертвых». Только через смерть и воскресение Иисуса можно понять Преображение. Только верой в то, что Иисус воскрес, приняв его Воскресение как фундамент нашей веры, мы можем придать смысл нашей повседневной жизни. Иисус воскрес и жив, и каждый из нас может встретиться с ним, и эта встреча преображает нас. Между горой Мориа и горой Фавор простирается пространство нашей жизни. Мы живем в долине. Иногда нам нужно предпринять, усилие, совершить паломничество, которое осветит повседневность светом с горы Фавор. Этот свет необходим, чтобы разогнать угнетающую нас тьму и придать смысл жизни. Гора Мориа учит нас свободно подчиняться Богу. И это напоминает истину о том, что Бог должен быть для нас на первом месте. Свобода учит смирению перед Богом, то есть поиску своего места и цели в жизни. Мы освобождены, но еще не свободны ... Здесь, в этом мире, мы ограничены нашим грехом и слабостью. Таким образом, нам нужно восхождение на гору Мориа и гору Фавор.