Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 10:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню

Полезные ссылки

Поиск по сайту

Архив записей

Polski

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Ближайшие даты

Католические праздники

Проповеди 30.06.2013 - 18.08.2013

18 августа 2013 года – 20 рядовое воскресенье


Лк 12, 49-53

«В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх. Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей».



Возлюбленные братия и сестры, сегодня Христос говорит нам очень острые слова.


Как вода, огонь представляет собой один из элементов, без которых невозможна наша жизнь. 

Христианская литература использует огонь как образ Святого Духа и говорит об огненных языках, сходящих на апостолов в день Сошествия Святого Духа. В Священном Писании сам Бог посылает огонь на землю: огонь любви сходит с небес, чтобы освятить нас.


Огонь. Божество отождествлялось с огнем, потому что к огню приближаться опасно; огонь - символ недоступности, образ недосягаемого Бога. И в Священном Писании Бог назван огнем поядающим (Втор 4, 24; 6, 15). Его святость не позволяет грешнику приблизиться, но не убивает. Пророк Исаия видит Бога среди серафимов, взывающих: "Свят, Свят, свят Господь Бог Саваоф".


Контакт с Богом очищает нас каждый день, потому что Его огонь – дар любви.


Если Святой Дух – это огонь, то огонь внутренний. Как огонь освещает и согревает, так Святой Дух просвещает ум и согревает сердце Своим утешением.


Каждому из нас светит свет совести: указывает ясно и настойчиво, как поступать, - а жизнь в вере усиливает этот свет. Его видит даже тот, кто не получил религиозного образования.


Внутренний огонь Духа – это спонтанное чувство, которое стремится погасить общественные условности. И Бог всегда готов зажечь его снова, чтобы осветить нашу душу.


Но тут можно спросить: "Господи, Ты ведь сказал, что хочешь принести мир! Когда Ты послал Твоих учеников, Ты научил их говорить: Мир дому сему. (ЛК 10.5). Как можешь Ты тогда вносить в душу человека такое противоречие с тем, что он есть и что у него есть???". На это Иисус ответил бы: "думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх. Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей".


Мир, который Он хочет принести, сокрыт за этой борьбой. Иисус ставит под вопрос все, что с человеческой точки зрения кажется очевидным. Сначала в душе пробуждается беспокойство. Размышляя, мы сознаем, как борьба переходит от Иисуса и в нашу жизнь. Покой, основанный на внутренней прочности мира, хочет уничтожить Иисус. Не потому, что наш растерзанный мир действительно находится в состоянии покоя – ему далеко до этого – только одно считается неоспоримым: мир утверждает свою самодостаточность. Иисус восстает именно против этого, пренебрегая самыми естественными связями. Он ставит под вопрос все то, что, говоря языком человеческим, очевидно. Как только человек открывает свое сердце беспокойству Христа, он становится непонятным для других и вводит в соблазн.


Но что вызывает борьбу? Что приносит меч? Царство небесное подобно сокровищу, сокрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Все идет своим чередом, самодостаточно и внушает покой. И вдруг человек натыкается на ящик с золотом. В его мир входит другая реальность и потрясает его, и обесценивает прежний мир. Тогда человек ощущает потребность отдать все, чтобы приобрести то, что здесь сверкнуло.


Фрагменты, о которых мы здесь говорим, следует понимать прежде всего, исходя из того момента, когда они были написаны, ибо тогда еще существовала возможность пришествия Царствия Божия в его пророческой полноте. Поэтому следование за Христом имеет еще и особый смысл – оно означает буквально войти с Ним в новое творение. Дело еще обстоит так, что всех, имеющих уши слышать, Он желает взять с Собой в грядущее. Поэтому Он требует от них отбросить все, что мешает: вещи, человеческие связи, оковы собственного я, - чтобы быть свободными и открытыми для будущего. Но этим вопрос не исчерпывается, так как Царство в этом смысле так и не пришло. Израиль его не принял; полнота времен не получила возможности излиться в бесконечное мгновение. Теперь Царство на все время этого мира остается в состоянии приближения. К каждому обращено принять в себя эту тревогу и дать Царству возможность подойти вплотную.

О. Николай Войтехович




4 августа 2013 года – 18 рядовое воскресенье


Лк 12, 13-21

«В то время: Некто из народа сказал Иисусу: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».


Возлюбленные братья и сестры, в сегодняшнем Евангелие мы видим человека, который просит Иисуса о помощи в разделе наследства - брат этого человека не хочет делиться с ним. Иисус же в ответ на это рассказывает притчу о богатом человеке, который собрал такой большой урожай, что не знал, куда его деть. И поэтому он решает сломать свои житницы и построить новые. Он надеется, потом сказать своей душе: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Кому потом будет принадлежать все накопленное добро?

Почему Иисус не помогает человеку, наследство которого, видимо, хочет присвоить власть имущий брат? Мы можем себе представить, как это могло случиться: Иисус говорит о собственности, о том, чего следует держаться, отрешаясь от того, что преходяще. Человек, присутствовавший при этом, думал только о поле или о доме, которые он не может получить, и высказал поэтому свою просьбу. Тогда Иисус говорит ему в ответ: Человек, кто поставил Меня судьей или распределителем имущества между вами? Не видишь ли ты, как ты связан с преходящим? За этим следует притча о богатом человеке, у которого амбары полны, и он теперь полагает, что находится в безопасности, он умен с человеческой точки зрения, но безумен в очах Божьих, ибо в эту ночь он умрет, и урожай его достанется другим.

Иисус называет безумным то, что люди того времени считали разумным, мудрым. Что плохого в том, что человек, которого Бог благословил богатством, наслаждается тем, что он получил от Бога? Употребляя слово «безумие», Иисус не мягко, но очень жестко дает понять, что этот человек ошибся. И сильно ошибся. Почему?

Богатый человек живет и планирует свою жизнь, как будто наша физическая жизнь - это все. И смысл нашей жизни состоит в том, чтобы кушать, пить и заботиться о своем комфорте. Это кончается плохо. Богатый человек может болеть, имущество его может сгореть в пожаре, он может даже умереть. И часто бывает, что богатый человек остается одиноким, когда его богатство кончается. Часто у него есть друзья, пока у него есть богатство. Если он сам начинает испытывать нужду в чем-нибудь, все друзья исчезают.

Уже это показывает, что рассчитывать только на богатство неразумно. Богатство - это ответственность, это дар, который человек должен делить с другими. Например, он дает работу, за которую нормально платит. Нельзя думать только о себе. Даже если делишь свое богатство только с друзьями, это делает тебя более одиноким. Друзья - это те, которые помогают тебе, когда тебе плохо, а не те, которые с тобой празднуют только тогда, когда у тебя все хорошо и ты богат.
Поэтому Иисус говорит в других притчах, что настоящими друзьями будут те бедные, которым ты помог, с которыми ты разделил то, что Бог тебе дал. И они будут благодарны тебе не только на этой земле. Когда они умрут, они будут свидетельствовать Богу о том, что ты хороший человек, что ты жил не только для себя, но и для других. И там тебя примут. А если нет - вдруг не примут?

Возлюбленные братья и сестры! Богатство - это не деньги, не вещи, не продукты. Богатство - это твои таланты, твоя жизнь. Богатство - это, в конце концов, любовь Бога к тебе. Если забываешь об этом - обо всем забудешь, что важно в глазах Бога. Он хочет быть твоим другом, Он ждет от тебя ответ. А быть другом Бога - это быть другом тех, которых Бог любит. А Он особенно любит бедных. Нельзя быть другом Бога, если забываешь о других, тем более о бедных.
Богатство — это духовное дело. Можно жить очень скромно, но иметь друзей. Это тебя утешает. Друзья найдут выход в самых сложных ситуациях. Там, где люди помогают друг другу, они справляются с любыми трудностями.

Богатство, в конце концов, это реализация самого себя. Потому что человек устроен Богом так, что может реализоваться сам только вместе с другими. Таланты одного должны дополнять таланты другого. И, таким образом, если мы любим друг друга, если мы сотрудничаем друг с другом, наши таланты становятся для других драгоценными. Мы радуемся тому, что умеет другой, а не завидуем. Мы с удовольствием предлагаем наши таланты, даже если ничего не получаем за это. И так растет между людьми любовь и дружба.

Что более необходимо: временные ценности или вечные ценности?

Что же должен делать человек? Сосредоточить своей ум на вечном и оставить преходящее на произвол судьбы. На это он будет способен только обладая живой верой во Христа и сохраняя благодаря этому свою душу для вечной жизни.

О. Николай Войтехович




28 июля 2013 года – 17 рядовое воскресенье


Лк 11, 1-13

«Случилось, что, когда Иисус в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба; ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него».


Возлюбленные братья и сестры, сегодня в Евангелии мы услышали, как один из учеников просил Господа, что Он научил молиться.

Трудно понять, молимся мы на самом деле или нет, пока не осознаем, что такое молитва.

Если мы хотим иметь внутреннюю жизнь, нам надо молиться. И каждый день. Если хотим победить грех, надо молиться. Если мы хотим быть лучшими, нам надо молиться.

Попробуем определить, что такое молитва.

Слово «молитва» происходит от слова «молить», то есть просить. И многие считают, что молиться – значит, просто просить Бога о том, что нам нужно. Но такой взгляд на молитву очень узок. Во-первых, необходимо осознать, что не мы делаем первый шаг в молитве. Если мы всем сердцем обращаемся к Богу с мольбой, это значит, что нашей души уже коснулась благодать Божия. Молитва – это ответ человека Богу.

Молитва – дар Божий. Нашей первой молитвой должна стать просьба о том, чтобы Господь научил нас молиться. Ученики просят Христа: «Господи! научи нас молиться» (Лк. 11, 1). Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8, 26).

Наконец, можно сказать, что молитва – общение с Богом. Не только мы обращаемся к Богу, но и Бог обращается к нам. Молитва вводит нас в общение Пресвятой Троицы и позволяет Богу жить в нас. Многие богословы и мистики говорили о молитве как о дружеском общении. Когда мы находимся рядом с друзьями, мы не думаем о них, мы просто вместе. Это понимание молитвы как дружбы основано на тексте библейской книги Исход, где показано близкое общение Бога с Моисеем: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 11).

Ветхий Завет являет нам множество примеров молитвы. Первый вид молитвы – благодарение Богу за сотворенный мир. Так, например, Авель приносит в жертву Богу первенцев своего стада. Сколько даров Бог дает нам, иногда мы не благодарим Его за это! Совершая Евхаристию, мы благодарим Бога за Его творение, за плоды земли и рук человеческих.

Одна женщина, врач, просила Бога о том, чтобы выиграть машину, она выиграла. Но попала в аварию. И сначала у нее отнялись руки, а потом она умерла. Прося о машине, она не знала, что просит о смерти. Мы должны постоянно просить и стучаться. Но в свете тайной воли Божией мы часто не знаем, о чем просим. Иногда мы получаем и не знаем, что получаем. Стучим, двери открываются, но перед чем-то таким, чего мы совершенно не ожидали. Важнее всего - просить, несмотря ни на что, поскольку наша просьба - доказательство нашей веры в Бога, признание нашей зависимости от Него. Если Бог не всегда точно исполняет то, чего мы ожидаем, значит, Он дает значительно больше, большую ценность, которая сразу нам не понятна.

Иногда мы боимся, что можем наскучить Господу Богу своими молитвами, навязывая Ему свои взгляды, что у Бога иногда не бывает времени для нас. Потому что у Него гораздо более важные дела. Если мы так думаем, значит, представляем себе Бога слишком по-человечески, и отсюда недалеко уже до представления, что Бог может отдыхать, ложиться в кровать и что нельзя Его беспокоить. Между тем Бог остается Богом. Даже когда становится человеком. Бог не устает, не скучает. К Нему всегда можно стучаться, Он единственный, к кому всегда можно обратиться. Вечный Бог не устает и не утомляется. Только у Бога есть время для каждого.

Возлюбленные братья и сестры! Иисус Христос ждет нас каждое воскресенье. Если мы будем молиться друг о друге, как Авраам, если будем собираться здесь каждое воскресенье, община останется в общении Духа Святого, не будет кризиса. Мы победим кризис через молитвы и через святое собрание. Что будет с этой общиной, зависит от каждого из вас. Не от священников, которые уходят. Не от священников, которые придут. От каждого из вас. Останется с вами эта церковь, которую мы строили, останется с вами Иисус Христос. Который каждого приглашает, каждое воскресенье. Принимайте это. Этим мы победим.

Наши бабушки преодолели кризис семидесяти лет коммунизма. Они молились. А кто молился пережил кризис в вере. Кто перестал молиться – погиб, стал атеистом. Если будете молиться, если будете собираться каждое воскресенье, мы переживем даже этот кризис, который придет к нам.

О. Николай Войтехович



7 июля 2013 года – 14 рядовое воскресенье

Лк 10, 1-9

«В то время: Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти. И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдёте, сперва говорите: «мир дому сему». И если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш; а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город, и примут вас, ешьте, что вам предложат. И исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие».

Возлюбленные братья и сестры! Сегодня Святая Матерь Церковь предлагает нам поразмышлять над словами Иисуса – «Жатвы много, а делателей мало», - этот отрывок часто читают при рукоположении священников. Иисус подчеркивает тот факт, что в мире есть множество хороших людей, не слышавших благой вести. Спасутся ли они?

Бог хочет спасти всех людей (1Тим 2,4) и поэтому найдет какие-то таинственные пути, чтобы прийти к каждому.

Иисус пришел на землю провозглашать Царство Божие. Для этого ему нужны свидетели. Он избрал двенадцать, а позже семьдесят двух апостолов и послал их перед Собой, чтобы они сказали всем: «Приблизилось Царствие Божие». И ученики вернулись радостные, они получили новый опыт: «и бесы повинуются нам о имени Твоём». Они исцеляли больных, утешали печальных и сила Божия была с ними. А Иисус говорит им: «не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

Возлюбленные  братья и сестры! Это был опыт первых учеников Иисуса. Если мы посмотрим на сегодняшнюю Церковь — уже совсем иное впечатление. Господь хочет послать других учеников проповедовать Царство Божие. Но мало находится желающих. Говорят: «Это нам не интересно. Мы хотим создать свою семью, а потом похоронить всех поочередно. Это и будет цель нашей жизни». Кризис в нашей Церкви. Нет призваний. Некого посылать.

Иисус не говорил: Молите Господина жатвы, чтобы послал как можно больше работников. Он сказал – молитесь, чтобы работники пошли. Не смотрите на их число, всегда было так - жатвы много, а делателей мало. Даже если бы в семинарии вступила тысяча семинаристов, и все бы они стали священниками и пошли в мир – всё равно это была бы капля в море! Работников всегда слишком мало. При этом не все – добрые делатели.

Жатва Господа  велика. Однако что-то уже уродилось, созрело. Оно живет, хотя так мало работников.

Иисус говорит: «Молитесь!». Может причина кризиса нашей Церкви в том, что мы мало молимся? Это наше счастье - получить «прописку» на Небесах. Это радость, мы приняты Богом в семью. Но сегодня уходят люди из Церкви.

«Нам Церковь не нужна. Нам Бог не нужен,» – считают сегодня многие. И Иисус говорит ученикам, что придете в город и вас не примут. А что делать? Мы видим реакцию апостолов Иакова и Иоанна, когда Иисуса не хотели принять в самарянской деревне. Они говорят: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк 9, 54-56). Так же и в сегодняшнем Евангелии Иисус не говорит о
мести или каре. Ему только жаль, что некоторые люди отказываются принимать общение с Богом. Жаль, что когда наступит время Вечного Брачного Пира, эти люди будут стоять вовне. «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» (Лк 13, 25).

Иисус не мстит тем, которые не принимают Его. Он идет дальше, в Иерасулим. Он восходит на крест. И умирает за всех людей. И под Его крестом уже не найти тех двенадцать избранных. Нет там и семидесяти двух других учеников. Иисус почти один. С Марией, матерью Своей, Иоанном и Марией Магдалиной. Он умирает. И через Свою смерть Он спасает весь мир.

Там должно быть наше место. Молиться с Ним за всех, которые закрыли свои двери перед Богом. Первым был тот разбойник рядом. Он не был избранным. Он не был верующим израильтянином. Он был грешник. И в смерти своей он встретил Иисуса. Который сказал: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23, 43).

Возлюбленные братья и сестры! Наша Церковь в кризисе, потому что мы мало молимся. Некоторые совсем не молятся. Надо просить не только за самого себя, но о спасении всех людей. Как просила Мария под крестом. Это наш долг. Спасая ближнего, мы  становимся образом Спасителя и спасаемся сами. У каждого христианина есть призвание к апостольству, но лишь немногие это осознают.

Призваниям в Церкви сегодня противостоят две ереси. Первая ересь говорит: «Религия - это личное дело каждого человека. Пусть он сам решает. Если откажется от Бога — пойдет своим путем. Самое главное, я правильно живу перед Богом». Это ересь. Мы все несем ответственность за всех. За всех, за которых Иисус умер. Мы больше должны молиться о спасении всех людей. Как
некоторые люди, которые читают Венчик Милосердия Божьего – «Помилуй нас и весь мир». Весь мир! Для этого Бог избрал нас, избранный народ. Чтобы мы с Ним вместе молились за спасение всех людей. Живущих и умерших.

Другая ересь, которая мешает нам молиться за других, это эго-культура. «Я забочусь только о самом себе. Чтобы мне было хорошо». И люди думают так, что «если Церковь мне ничего не дает, то я и не должен идти туда, я служу моему Богу, как я хочу и где я хочу». Это ересь. Потому что никто не может спасать, кроме Иисуса. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14, 6).

Возлюбленные братья и сестры! Иисус проповедовал Царство Божие. И Он выслал на эту проповедь двенадцать учеников. Потом Он выслал семьдесят два, … а потом Он высылает и нас. Мы Его свидетели. И будем свидетельствовать не только нашими словами, но нашей жизнью и нашей молитвой.

Есть такие «умные люди», которые говорят: «Мы знаем, как помогать Церкви выйти из этого кризиса. Пусть разрешат девушкам принимать священство и священников станет достаточно. Пусть разрешат священникам жениться, это привлечет людей к священству». Нам надо молиться. Это значит идти путем Иисуса. Он говорил: «жатвы много, а делателей мало; итак молите
Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9, 37-38)
. Это путь выхода из кризиса. Чуть-чуть больше молиться. Потому что мы члены народа Божьего, мы участвуем в священстве Иисуса Христа. Мы через Иисуса ответственны за спасение всех людей. Иисус требует  от нас веры, а вера – это доверие даже в момент уныния и полного одиночества.

Быть христианином – значит быть учеником Иисуса, ставящим своего Учителя на первое место. Ученик готов принять не выдуманный им самим  крест, а  тот который сваливается на человека независимо от его воли. Рыбаки бросили всё и пошли за Иисусом  - что это означает? Что они перестали быть рыбаками? Устроили аукцион и распродали на торгах свои снасти? Но ведь они еще возвращались к ловле рыбы.

Они пошли за Ним в том смысле, что даже самая большая работа, самая большая рыба не мешала им услышать проходящего мимо Иисуса. Вы будете ловцами человеков, означает, что с этих пор даже  кит не заслонит души человека. Своей и чужой.

Они ловили рыбу и выловили мудрость. Искали рыб, а нашли Господа Иисуса.

Можно убегать от работы и только молиться. Можно убегать от кастрюль и компьютеров и совершенно не молиться, забыть, что написано на первой странице катехизиса, а можно лопатой сгребать  снег и ощущать присутствие Бога, который стоит рядом и говорит: «Следуй за мною».

О. Николай Войтехович



30 июня 2013 года – 13 рядовое воскресенье


Лк 9, 51-62

«Когда приближались дни взятия Иисуса от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него, но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не погублять души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Ещё другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия.»


Возлюбленные братья и сестры, сегодня в Евангелии мы услышали слова: «А другому сказал: следуй за мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты иди и благовествуй Царствие Божие. Ещё другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия.»

Иисус знал, что у этого ученика умер отец, и Он не разрешил ему проститься с Ним. Мог ли Он один день подождать? Слово "умереть" можно понимать по-разному. Мы умираем только один раз, однако, должны умирать каждый день: в нас должны умирать дела плоти и плотские страсти, говорит св. Павел (Рим8, 13; Кол 3.5). Смерть - противоположность жизни, однако, жизнь никогда не бывает полной, внутри нас всегда есть что-то мертвое.

Поэтому Христос так и ответил этому человеку. Мудрого человека можно всегда распознать по гибкости, по готовности изменить собственное мнение, когда он понимает, что был неправ. Но всему есть предел: кто слишком часто меняет убеждения, тот непостоянен и ненадежен. Еще хуже, если мы меняем отношение к людям, которым обещали сохранять верность.

Истинная сущность христианина – верность личности Христа, верность, исключающая сомнения и неуверенность. Врачи отказываются лечить пациентов, которые используют другие лекарства наряду с прописанными, особенно если у этих лекарств противоположенное действие, поскольку от такого сочетания организм ослабевает. К сожалению, многие христиане следуют двойному предписанию: отчасти принимают учение Христа и отчасти симпатизируют жизни, которая не служит хорошим примером и не приносит удовлетворения человеку, который ее проживает. Нельзя пойти за Иисусом и вдруг остановиться. В воззвании "Следуй за Мною" сокрыто много требований. Недостаточно того, что я пошел. Важно, как я иду. К Иисусу ведет много путей, но Он единственный Путь, который ведет к Богу. Мы часто говорим: Я встретил человека, который привел меня к Богу. Ни один человек не проводит к Богу, это Иисус приводит через человека. Умеем ли мы заметить ведущего нас Иисуса?

Мы слышим о грешнике, возмущающем всех окружающих своей испорченностью. Бывает, что-то в нем меняется. Неожиданно он начинает каяться в грехах. Что с ним произошло? Это Иисус появился в нем, чтобы привести его к Богу. Иисус не выбирает первых учеников, профессионалов, талантливых, высоких и худых, но выбирает того, кого хочет, и иногда даже худшего из многих. Быть призванным Богом не значит быть достойным этого призвания и стать в очередь за наградой. Это значит быть призванным к исполнению огромного труда, великой задачи.

Сначала деяний Иисуса вокруг Него собирается толпа, прислушиваясь, ища помощи, ожидая спасения: но приходят и отдельные люди, желающие принадлежать исключительно Ему. И Сам Он не только обращается ко многим, но связывает с Собой теснее таких одиночек. Так возникает группа учеников, особым образом причастных к Нему и связанных с Его судьбой.

Апостолам дано приносить мир - их мир, значит и Его мир. Принимает ли их дом, на порог которого они ступают, - вот что определяется все. Если дверь остается закрытой, то мир возвращается обратно к Апостолу, ибо этот мир – плод высвобождения и преодоления: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10.34). Христово благовествование требует от человека отрешения от природных связей. Один к этому готов, другой - нет. Поэтому вера как раз для сильных и ставит огромное требование. Часто она требует сверхчеловеческого усилия! Вера требует смелости, потому что предъявляет требование, требование - следовать за Христом, требование - искать Бога!

Что значить следовать за Христом? 

Часто мы как будто идем, а на самом деле не идем. Идем и убегаем. Идем и шагаем по-своему. Идти за Иисусом – это становится в некоторой степени евхаристическим, или невидимым путем, однако, полным любви и доброты для людей. Так же в Святых Дарах мы не видим Иисуса, но в Нем столько любви и доброты для нас. Идти за Иисусом – это стать такой жертвой, быть хлебом, который преломляют. Стать пресуществленным хлебом, который питает человека, учит его Евангелию на каждый день.

Что значит искать Бога?

Искать Бога - значит искать смысл жизни. Тот, кто ищет Бога, уже нашел цель и смысл жизни. Искать Бога - значит открывать для себя, что Бог совсем рядом, вот тут. Он близко, но постоянно ускользает, потому что Он бесконечен.

Искать Бога - значит открывать для себя, что мы всегда принадлежим Ему; мы проснулись сегодня утром, потому что Он так хотел и такова Его воля, чтобы мы еще жили и работали.

Искать Бога - значит открывать, что часто под видом обиды, страдания (приходящего, как говорится, по воле случая) скрывается мудрость Божия, которая печется о нас, хочет, чтобы мы созревали в боли и в страданий.

Искать Бога - значит открывать, что Он рядом с нами, даже когда мы чувствуем себя одинокими и всеми покинутыми. Открывать Бога – это постоянно открывать Его присутствие здесь, рядом с нами.

Мы должны искать Божью волю и стучать-стучать в дверь, чтобы кто-нибудь вышел и показал ее нам. Однако, полностью она нам откроется только в будущей жизни.

О. Николай Войтехович


<<< Назад

Проповеди 12.05.2013 - 23.06.2013