Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 25.08.2019, 23:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню

Полезные ссылки

Поиск по сайту

Архив записей

Polski

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Ближайшие даты

Католические праздники

Проповеди 12.05.2013 - 23.06.2013

23 июня 2013 года - 12 рядовое воскресенье


Лк 9, 18-24

"В то время: Когда Иисус молился в уединённом месте, ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Пётр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её"

Возлюбленные братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали слова Иисуса, когда Он спрашивает у своих учеников:  "За  кого почитает Меня народ?". Что о Христе говорят люди, что о Нем думают апостолы?

Ученики передают различными мнениями: "Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные  За Илию; другие же говорят, что один из древних пророков." Петр  сказал: "за Христа Божия". Христос - греческий  перевод  слова Маниах, которое  привычно нам в нескольких измененной  форме Мессия и означает Помазанный.

Первый помазанный, с которым мы встречаемся в истории Ветхого Завета, - это Аарон, брат Моисея (Исх 28.41). Бог  повелевает освятить его священным елеем. Таким образом, поставить первосвященником. Вторично мы  встречаемся с помазанием, когда народ отказывается оставаться под прямым  водительством Божьим при посредничестве пророков и требует себе царя. Тогда Бог через последнего Судью, Самуила, дает  ему царя, Саула, который от Самуила получает помазание (1Цар10.1). Он - помазанник Божий; после него таковыми становится Давид, Соломон. А затем  и все цари, так же как и ряд следующих за Аароном первосвященников.

Помазание означает, что Бог наложил руку на данного человека. Он остается тем, кто он есть, со всей человеческой слабостью, но, однако,  он изъят из  людской повседневности. Он должен выражать среди людей Божие величие, и через него человеческое бытие должно поднимать голос к престолу Божию. Престол Божий – вот что должно  проявляться в помазанном. Не  в его личном поведении, - во всяком случае, не в первую очередь  и не принципиально. Святость, о которой здесь идет речь, не лично-нравственная, а святость сана и того, что им выражается. Свят сан, даже если у его носителя и нет святости. Правда, горе ему, если он не старается сам стать святым, - тогда сан становится его роком. В помазанном есть Божие присутствие.

Эти слова выражают образ Того, Кто есть Помазанник как таков: Царь и Священник в одном лице, Божий Вестник, Исполнитель Его спасительной и осуждающей воли, Тот, Кто приносит Царство. Учитель истины, Даритель святой жизни, Освященный Духом. Это Мессия.

Иисус знает, что он – Мессия, Помазанник как таковой. Он – Царь. Его Царство состоит из покорных Богу сердец, из мира, который будет преобразован этими направляемыми Богом человеческими сердцами. Он – Священник; человеческие сердца – в отдаче любви, в очищении покаянием, в освящении жизни – Он возносит к Отцу. К ним же Он приводит Божию благодать, чтобы все существование стало одной единственной тайной соединения. Но все это- не насильно, а пророческой мощью любви и истины, которая есть дух и жизнь (Ин. 4. 24).

Сказав, что Сыну Человеческому должно много  пострадать.

Как увидеть Бога в людях? Обнаруживая в ком-то величие духа, мы находим в этом человеке что–то божественное. О гениальном художнике говорят, что у него талант от Бога, что он создал божественное произведение, что он пребывает в сонме великих. Но мы не пользуемся такими выражениями, когда говорим о больных, нищих, преследуемых. Однако, Иисус, как только апостолы исповедали Его божественность, говорит, что должен будет много страдать, что Его будут преследовать и убьют. Когда всё идет хорошо, нам  не составляет труда чувствовать, что Бог с нами, однако, нам нужно особенно остро ощущать это в трудные моменты и именно в эти моменты сохранять свою веру. Нести свой крест. Страдание происходит от дьявола, но во Христе приобретает божественный смысл и божественную цель.

О.Николай Войтехович


16 июня 2013 года - 11 рядовое воскресенье

Лк 7, 36 — 8, 3 

"В то время: Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлёг. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели, чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: Кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром. После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним Двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим."

Возлюбленные братья и сёстры, сегодня мы услышали в Евангелии такие слова: "прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много". Прощение в Священном Писании — это дар Бога и необходимое условие духовного развития человека и его спасения. Христианин, если спросить его, есть ли ему кого прощать, зачастую ответит, что нет. И он действительно верит, что уже всё простил, что ни на кого не держит зла. Но большая часть нанесённых ему ран скрыта в подсознании и живёт собственной жизнью. Поэтому нам необходимо просить Бога извлечь на поверхность эти причиняющие боль раны, чтобы во время молитвы мы смогли простить тех, кто нас ранил и обрести исцеление и любовь Отца Небесного.

Есть одно, чему мы все должны научиться: возможность поделиться своей любовью с другими — дар Божий. Пусть с нами будет так же, как с Иисусом. Будем прощать друг друга, будем любить друг друга так же, как он нас возлюбил. Фарисей начал осуждать женщину-грешницу, но никто из нас не вправе осуждать кого бы то ни было. Даже когда мы видим, что человек гибнет, и не понимаем, почему так происходит. Разве Иисус не заповедовал нам не судить? Быть может, мы, как те фарисеи, прикладываем руку к тому, чтобы эти люди стали такими, какие они есть. Нам нужно понимать, что это тоже наши братья и сестры. Этот бомж, этот пьяница, этот больной — наши братья, потому что и они тоже созданы для большой любви. Нам никогда не следует это забывать.

Иногда даже у грешников мы можем чему-нибудь научиться. Мне очень нравится эта женщина. Как мужественно она прошла в дом фарисея, «и плача начала обливать ноги Его слезами, и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром»! Она никого не боялась. Кто любит, не боится других людей. Многие бы испугались того, что подумают люди. Мы часто больше боимся не того, что о нас подумает Бог, а того, что подумают окружающие. Когда мы готовимся к исповеди, беспокоимся, что подумает о нас священник. Мы боимся, что он станет относиться к нам плохо. И начинаем менять свои грехи, корректировать формулировки, о чём-то умалчивать. В конце концов и грехов наших не остаётся вообще, а виноватыми всегда оказываются другие. Нам также требуется особое мужество сказать, что мы грешники. Нужно идти на исповедь, несмотря на то, что другие люди будут думать о нас, что священник будет думать о нас. Между любовью и прощением есть взаимная зависимость. Любовь прощает, а прощение побуждает любить. Прощение — это не чувство. Многие христиане не прощают, потому что путают акт воли с чувством. У многих появляется страх.

Бог освобождает нас от страха людей, но не только об этом Он хочет нам сказать через сегодняшнее Евангелие. Богу нравится любовь этой грешницы. Он принимает её любовь. Это важно. Иисус принимает нашу любовь. Но противопоставляет любовь фарисея и грешницы: «Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги». Конечно, фарисей тоже любил Иисуса. Если бы это было не так, то он не пригласил бы его в свой дом. Но его любовь, можно сказать, взвешена и замерена. Это напоминает закон, по которому жили евреи до Иисуса. У них было 260 заповедей запрещающих что-нибудь и 360 заповедей повелевающих что-нибудь. Они четко знали, что им следует делать и от чего воздерживаться.

И сегодня многие люди так живут. Кто-то говорит: «Я каждый день читаю «Отче наш», дважды — утром и вечером». И он думает, что этого хватит. Конечно, хватит. Некоторым людям этого хватит. Другой говорит: «Я хожу каждое воскресенье на Мессу». И больше ничего. Тоже хорошо. Другой говорит: «Я два раза в году хожу на Мессу: на Рождество и Пасху». Он сам ограничил, что и сколько дать Богу. Это тоже есть форма служения Богу.

Но Иисус желает другой любви. Любви, которая безгранична. Такой любви, которую пришла дать Ему грешница из сегодняшнего Евангелия. Она все отдала несмотря на цену. Люди вокруг удивлялись и даже возмущались, когда она потратила алавастровый сосуд масла, который можно было бы продать за большие деньги. Иисус любит нас неограниченной любовью и ждёт такой же неограниченной любви в ответ. Поэтому Он так рад был любви этой грешницы. Как она Его любила! Больше чем этот фарисей. Мы должны подумать, как мы любим Бога. Иисус жаждет нашей любви. Мы имеем такое представление о Боге: Он великий, всемогущий, и Ему нет дела до нашей любви. Но Иисус принял человеческое сердце. Он знает, как в нашем сердце зарождается любовь, как сердце жаждет любви. Будь то сердце старика, который живёт один и жаждет любви детей и внуков, которых не видел уже много лет; будь то сердце супругов, которые жаждут любви друг друга и страдают из-за охлаждения в отношениях… Точно так же и Бог, ставший человеком. Он жаждет нашей любви, потому что и Сам любил нас безгранично. Каждый, кто любит жаждет быть и любимым. Так и Иисус.

Возлюбленные братья и сёстры! Иисус оставил нам Свое тело. Он хочет, чтобы мы не просто любили Его, но и показывали свою любовь. Он ждёт нас, чтобы мы посетили Его. Он всегда ждёт нас в Святых Дарах. Тело Иисуса есть и наша Церковь. И в этой Церкви мы тоже можем показать нашу любовь, заботясь о своей общине и каждом прихожанине. Религия — это не личное дело каждого. Если мы - Тело Иисуса, то нам небезразлична судьба тех, кто отошел от веры, кто испытывает трудности, кто, может быть, погибает. Мы должны заботиться даже о тех, которые ушли от нас. Ведь, что «вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40).

Возлюбленные братья и сёстры! Иисус хочет, чтобы Его любили. Ему очень нужна наша любовь. Он страдает без нашей любви и скучает по нам. Недавно мы праздновали торжество Святейшего Сердца Иисуса. Он показывает нам Своё пронзённое сердце, отданное ради нас. Он призывает нас к Себе и за Собой: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф 11, 29).

Родители очень стараются, чтобы их дети получили хорошее образование. Это, можно сказать, образование головы. Но образование сердца намного важнее. Это образование сердца даёт нам Иисус. Когда мы встречаемся с Ним, даём Ему свое сердце, чтобы Он преобразил его по образу Сердца Своего, чтобы мы стали способны вместить Его любовь и любить самим, став солью земли и светом всему миру, чтобы через нас в этот мир входило милосердие Божие, чтобы явилось всему миру Царство Божией любви, потому что весь мир ждёт любви Божией. И каждый человек жаждет любви и жизни, единственным смыслом которой будет Любовь. Жизни, началом и целью которой будет Любовь.

О.Николай Войтехович


9 июня 2013 года - 10 рядовое воскресенье

Лк 7, 11-17 

"В то время: Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; нёсшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мёртвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности."

Возлюбленные братья и сёстры, сегодня Святая Матерь Церковь предлагает нам Евангелие о несчастии одиночества. Страдания и несчастье другого человека пробуждают сочувствие.

Сострадание вспыхивает особенно бурно в случае чьей-либо смерти, а если умирает молодой человек, то печаль еще глубже. Христианская вера учит нас не плакать. Особенно поскольку мы верим в вечную жизнь. Но боль остаётся, особенно когда умирает кто-то, кто был близким человеком. Родственники и друзья собираются на похороны. Для неверующих это день встречи со Христом, как в эпизоде о вдове из города Наина, который мы слышали. У неё умер единственный сын, притом она была вдова. Сын для неё был опорою.

Чтобы всё здесь правильно понимать, нужно знать жизненную ситуацию вдовы в Иудейской культуре. Во времена Иисуса женщина должна была кому-то принадлежать, она не должна была оставаться одна.

Если умер муж, женщина должна жить с сыном или дальними родственниками.

Есть детали, на которые мы, может быть, не обратим внимание, если впервые слушаем Евангелие, или если только один раз прочитали. Они, возможно, не настолько значительны, но, может быть, они дополнят картину и на них я хотел бы обратить внимание.

Иисус, увидев матерь усопшего сына, сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». Иисус увидел не только страдания матери, но и её одиночество. Её муж умер, своего единственного сына она провожает на кладбище. Она осталась одна. Нет никого, кто бы мог любить, с кем можно было бы поделиться радостью и печалью. Иисус увидел это страдание и сказал юноше: «Тебе говорю, встань».

Эта фраза, которую сказал Иисус, очень интересна. Толковать её можно по разному. Можно сказать: да, она надеялась, у неё была надежда. Эта забота Иисуса помогает нам понять и увидеть Марию под крестом. Может быть, в этой вдове из Наина Он увидел будущее своей матери и сжалился над нею? Мария, когда стояла под крестом, тоже была вдова, тоже провожала на смерть своего единственного сына, и ей тоже грозило одиночество. Поэтому Иисус, когда был на кресте, отдал свою матерь в руки любимого ученика — Иоанна ("се Матерь Твоя"). Истинная любовь не остается одна. Кто умеет истинно любить, всегда получит от Бога дар любви, встретит того, кто ждет любви и кто сможет искренне полюбить.

Истинное счастье, о котором говорит Священное Писание, — это Божий ответ на нашу любовь, которая, как и всё прекрасное, истинное и доброе, рождается в боли.

Он знает, что должен совершить это зна́мение, в первую очередь, для того, чтобы уверовали ученики Его. И, как свидетельствует евангелист, после чуда воскресения юноши многие из иудеев уверовали в Него. Но ещё и для того, в конце концов, чтобы и мы уверовали.

Это Евангелие открывается, может быть, не каждому человеку. В чтении из книги пророка Иезикиля (Иез 37, 12-14) есть пророчество о том, что Бог откроет гробы наши и выведет нас, народ Его, из гробов наших. Очень похоже на Евангелие, которое мы слышали. Почти дословно. Открывает гроб и Иисус вызывает умершего из гроба. А потом в книге пророка Иезикиля говорится, что Бог вложит в нас Дух Свой. И это Дух оживит нас. В чтении из послания апостола Павла к римлянам (Рим 8, 8-11) мы услышали, что для нас важнее всего, чтобы в нас жил Дух Христов. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».

Говоря о чудесах, которые творил Иисус, надо признать, если мы уверовали только из-за того, что Иисус сотворил чудо, наша вера еще слаба. Но если мы уверовали потому, что приняли Духа Божия, потому, что Дух Божий живёт в нас, из-за того, что мы становимся храмом Святого Духа — а это не пассивное дело, не то, что мы принимаем Духа, и вот Он живет в нас; нет, это значит активно заботится о том, что Дух Господень в нас, — если так, Дух Божий живёт в нас, то тогда открывается потихоньку смысл этого Евангелия, тогда не столь важно чудо, которое Иисус сотворил. Седьмое, последнее, самое большое чудо, о котором пишет евангелист. Тогда важнее становится чудо, которое совершается в наших сердцах. Из-за того, что мы уверовали, из-за того, что Дух Божий не только присутствует в нас, но и действует в нас, Он действует через нас для других.

День окончательной победы Сына Человеческого станет днем всеобщей встречи людей и мира. В последний день наступит такая встреча, после которой не будет разлук, потому что мы будем в вечности с нашим Богом.

О.Николай Войтехович


2 июня 2013 года - Торжество Святейшего Тела и Крови Христа


Лк 7, 1-10 

"В то время: Когда Иисус окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошёл в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин — просить Его, чтобы пришёл исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошёл с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей — сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой. Потому и себя самого не почёл я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим."

Возлюбленные сестры и братья, в сегодняшнем Евангелии мы слышали слова сотника, проявление его веры: "Он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любил народ наш." 

Какую религию исповедовал сотник??? Кто знает? Безусловно, он не принадлежал к народу Израилеву, но относился с уважением к его вере и даже оказывал помощь в случае необходимости.

"И в Израиле не нашел Я такой веры."

Сотник верит в Иисуса. Этот пример побуждает к размышлению о том, как мы приходим к вере. Большинство людей принимают веру как наследство от родителей. Иногда об этом говорят с возмущением: религия оказывается навязанным обязательством, а не результатом свободного выбора. Есть родители, которые не хотят крестить своих детей, чтобы те впоследствии могли сами свободно выбирать себе религию. Выбирают партию, манеру развлекаться, но не выбирают жизнь, а вера – это жизнь, которая передается от одного человека другому. Так обстояло дело в Израиле. Обращение сотника происходит по другому он делает добро и относится с уважением ко всему хорошему. Иногда такие люди называют себя неверующими, но рано или поздно Бог Сам приведет их к познанию истинного блага и вознаградит даром веры.

Иисус Христос придя в мир, став человеком, предлагает нам Себя Самого. "Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя" (Ин 6, 51) - говорит Он нам сегодня. А Бог, братья и сестры, это даже не очень много. Бог – это вечность. Как Сам Иисус, мы должны стремиться довольствоваться всем тем, что необходимо для нашей короткой земной жизни. Но мы должны быть жадными, да – жадными, во всем, что касается нашей вечной жизни. Мы должны использовать все то, что Бог через Церковь нам дает для вечной жизни – прежде всего таинства Евхаристии и покаяния. Как христиане, мы призваны постоянно расти, постоянно развиваться. Любая остановка в нашей духовной жизни является уже шагом назад, потому что сатана сразу пользуется этим моментом и влечет нас тогда в свои сети. Св. апостол Павел подсказывает нам, как содействовать нашему духовному росту: "будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф 4, 32).

И приходя на воскресную Евхаристию, мы не должны довольствоваться тем, что исполняем церковную заповедь. В таинстве Евхаристии мы физически соединяемся с Самим Богом под видом хлеба. В школе Евхаристии мы наглядно видим, что Иисус хочет с нами преодолеть всякие границы и ограничения, потому что отдает Себя нам полностью, даже до смерти. И да поможет нам Бог Всемогущий поддерживать в нас стремление к постоянному духовному росту и жажду принимать Тело Его Сына в таинстве Евхаристии. Этот хлеб — знак Его Любви. Но Иисус пришел на землю не для того, чтобы накормить голодных.

Папа Бенедикт говорит: «кто не дает Бога, дает слишком мало». Иисус хотел не только накормить голодных, исцелить болеющих и утешить скорбящих. Иисус пришел, чтобы всем людям дать Самого Бога. Восстановить отношения между человеком и Богом, которые были раньше в Раю. И которые оказались разрушены первородным грехом.

Сегодня стоит задуматься: А в чем проявляется моя вера? Что я делаю, чтобы умножалась моя вера?

О.Николай Войтехович


12 мая 2013 года - Седьмое воскресение Пасхи


Ин 17, 20-26 

"В то время: Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче Святой! Не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них."

Возлюбленные братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали слова "да будут все едино". Повсюду мы слышим возвышенные речи о единстве. Очень тяжело достичь единства и даже узнать, где его искать. Многие говорят о некоем наивысшем единстве, наднациональном, единстве всего человечества. Всё это очень прекрасно, замечательно, но в таких рассуждениях есть одно слабое место: каждый человек должен подчиниться этому единству, ограничить себя и принести себя в жертву. Люди не слишком способны к единству в любви, и их единение обычно остается на поверхностном уровне. Порой мы видим семью, соединенную в любви. Но это – любовь смертных, и их единство, возможно, исчезнет со смертью. Бог же хочет, чтобы ничто из подлинной человеческой любви, ничего из милости не было утеряно и делает любящих причастниками Своей любви, жизни Пресвятой Троицы. Благодаря этому человеческая любовь не умирает, но живет в Боге вечно.

Эти слова, которые мы слышали, Иисус сказал на Тайной Вечере. Это было как Его наследство для Своей Церкви, чтобы мы никогда не забыли, что главное. Если мы сомневаемся, как правильно поступить, главное, о чем мы должны помнить – «да будет все едино». Старайтесь прежде всего любить друг друга, что бы быть единым.

Грядет Пятидесятница, и Евангелие нам рассказывает, что апостолы были едины и молились. И потом Святой Дух сошел на них. Это было условие. В этот момент родилась Церковь. Потому что, как первые страницы Евангелия начинаются с того, что Иисус родился от Марии силой Святого Духа, так и Деяния апостолов рассказывают о первом времени Церкви, которое началось с того, что через Святого Духа, Который сошел на апостолов и других, кто были с ними, родилась Церковь.

Среди апостолов была и Мария, об этом нельзя забывать. Где начинается Церковь, там и Мария. Без ее хвалы Иисус не пришел бы в этот мир, и без ее хвалы Церковь не начала бы действовать в этом мире. И она, как мать апостолов (еще ее называют царицей апостолов), объединяет вокруг себя всех. Мария - залог того, что мы вновь и вновь находим единство между нами.

Когда мы отмечали Вознесение Господне, я сказал, что это время между Вознесением и Пятидесятницей - время ожидания. Очень радостное время. И в Евангелии даже написано, что апостолы вернулись с радостью с того места, где прощались с Иисусом. Можно было думать, что они будут в печали от того, что ныне они остались без Него. Но Иисус через Святого Духа уже убедил их, что Он на самом деле не ушел. Он ушел видимо, но вернулся в их сердца, чтобы жить посреди них и в них. И поэтому они верили, что Он сказал о Святом Духе, который должен скоро прийти и научить их всему. И поэтому они были в полной радости. Как написано, молились ежедневно в храме и ждали. Пока не настал тот день, когда все собрались вместе и пришел Святой Дух. И стало все, как в первый день. Как будто только сейчас Иисус пришел в этот мир и начал действовать.

В это время мы должны с особенной радостью думать о том, что мы всегда ждем Иисуса. Ждем Святого Духа. Ждем того, что нас соединяет с Богом. У всех нас есть свои проблемы. И тяжелые проблемы. Проблемы, которые нас мучают. Но, прежде всего, надо сказать: «Бог сильнее всех и всего, Я жду от Бога и решения моих проблем. Когда и как Бог будет решать мои проблемы, я не знаю. Это не так важно. Важно то, что решение придет от Него».

Для меня одно из главных слов Нового Завета - слова апостола Павла о том, что людям, которые любят Бога, все действует ко благу. Даже их грехи. Даже грехи. Если мы покаемся в наших грехах, если признаем, что ошиблись, что грешили и были слабые и незрелые, тогда мы уже уверены, что Он обнимает нас Своей любовью и прощает все, и через Святого Духа поднимает нас. Тем, кто любит Бога, все действует на благо. Даже грехи. Потому что Бог через страдание Иисуса сильнее всех грехов и всех наших самых тяжелых проблем.

Конечно, не будет так, что после Пятидесятницы все наши проблемы исчезнут. Они решаются шаг за шагом. У каждого из нас будет своя Пятидесятница в свое время: может  - сегодня уже, может - завтра, может - через неделю, через месяц, через годы. Сколько между нами хороших людей, которые молятся каждый день, о том, что очень важно и необходимо, о том, что и Бог должен вроде хотеть. И ничего не меняется. Как будто Бог нас не слышит. Нельзя так думать. Бог слышит все. И решает наши проблемы в свое время. Наша задача стараться быть единым со всеми и молиться. Не переставать молиться. Часто, когда молитва не действует, как мы хотели бы, мы перестаем. Надо молиться. Все, что мы делаем должно быть с Богом. А если все делать с Богом, все будет хорошо.

Дорогие братья и сестры! Мы христиане — люди ожидания. Мы жаждем, как написано, живой воды. И это Святой Дух, это жизнь Бога, это Бог Сам, это Его любовь. Нам сказано, что Он дает это даром. Нельзя сомневаться. Надо верить, что Бог не дает обещаний, которых не выполняет. Малая Тереза говорила: «Если Он дает жажду, Он даст и воду». Она говорила о том, что постоянно ждет, зная, что Бог хочет ей все дать. И Он дал. А сколько дней надо было ждать. Иногда так мучительно. Но девиз ее жизни был «Радость». И девиз нашей жизни - это «Радость», это «Надежда», это «Ожидание». Мы уверенны, что ничего в этой жизни не зря. Все идет к лучшему, если мы только молимся, если мы только остаемся едины, если мы уповаем только на Бога.

Современный мир стремится к этому идеальному единству. Христиане могут многое сделать для Его достижения, приобщая других к Божественной жизни, к тайне троичности в абсолютно Едином. 

О.Николай Войтехович


<<< Назад

Проповеди 14.04.2013 - 05.05.2013