Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.01.2018, 02:23
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню

Полезные ссылки

Поиск по сайту

Архив записей

Polski

Календарь

«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Ближайшие даты

Католические праздники

Проповеди 16.02.2014 - 30.03.2014

30 марта 2014 года –4 воскресенье Великого Поста

Ин 9, 1-41

«В то время: Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители Его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал смесью глаза слепому и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал смесь, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошёл, умылся и прозрел. Тогда сказали Ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал смесь и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: смесь положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признаёт Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз очи твои? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал Ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас.»

Когда-то отшельник святой Антоний утешил слепого мальчика, сказав: "Мой дорогой, ты не имеешь даже таких маленьких глаз, какие есть у кур и гусей, но вместо этого у тебя есть глаза, которые имеют ангелы, и которыми можно увидеть самого Господа Бога и Его Свет". Этот мальчик, с которым говорил Святой Антоний, вырос и стал великим богословом, и известен как Дыдым Слепой.

Есть большая разница между человеком, который физически слеп, и человеком, которому не хватает зрения духовного. Слепой человек свою неполноценность может использовать так, что любой зрячий позавидует его духовной зрелости. Но, бывает так, что духовно слепой человек не может понять своего недостатка и убежден в том, что все делает правильно. Заботы этого мира настолько ослепляют его, что он уже не может изменить своей жизни. Каждый из нас может стать таким слепым и не понимать своего состояния в убежденности правильности своего поведения и жизни. Например, может не заметить своего ближнего, который в нужде. Человек может быть так занят, что может не заметить, что его супруга или супруг чувствует себя одиноким, и между ними растет стена. Бывает и так, что родители заботятся обо всех материальных благах для своего ребенка, не замечая, что ему не хватает теплоты, думают, что материальное обеспечение - это самое главное. Такой ребенок теряется в жизни, думает, что родители должны только давать. А когда они не могут уже давать, дети отправляют их в дома престарелых за ненадобностью. Бывает, что мы не только можем не заметить другого человека, но можем просто недооценить его хорошие черты, дары, которыми он может с нами делиться. Источником такого ослепления является эгоцентризм. Эгоист не реагирует на нужды другого человека, а только беспокоится о том, как удовлетворить свои потребности. Человека могут ослеплять не только страсти, но и ненависть, алчность, нездоровые амбиции, распутная жизнь, аморальные мысли. Человека ослепляет эгоизм и лень. Такой человек часто думает, что он безгрешен и имеет только маленькие недостатки. Он не видит своего греха. Как можем прочитать в псалме № 35: "Льстит он себе в своих же глазах, что ищет порок свой, чтобы возненавидеть его".

Сегодняшнее Евангелие, которое описывает чудесное исцеление слепого, говорит нам правду — Иисус Христос является светом мира, он есть врач, который может исцелить душу каждого человека, освободить ее от греха. Но нужно, чтобы человек постиг свою «незрячесть», поверил что Иисус Христос может исцелить его. Надо отметить, что в сегодняшнем Евангелии слепой не знал Иисуса, но послушал его и сделал то, что Он сказал. Это является для нас примером полного доверия Христу.

Великий пост, который мы сегодня переживаем, побуждает нас к встрече с Иисусом Христом. От нас зависит - сможем ли мы, как этот слепой поверить Иисусу Христу, и перейти из мрака к свету веры в Иисуса. Можно сказать, что сегодня каждому из нас Иисус задает вопрос: «Хочешь ли ты встретиться со мной и жить для меня?». Он каждый день нашей жизни обращается к нам Своим Словом. Если действительно Иисус является моим светом, то, благодаря Ему, я являюсь особенным знаком дел Бога, исполняемых для Его славы. Сегодня каждому из нас говорит Иисус Христос: «Откажись от своего света, который по сравнению с Моим — мрак, а возьми Мой свет, потому что Я — есть истинный свет. Вместо твоего мрака хочу одарить тебя Моим вечным светом, чтобы этот Мой свет стал также твоим, и чтобы ты имел радость жизни вечной».

О.Кшиштоф Каролевски

 

23 февраля 2014 года – 7 рядовое воскресенье

Мф 5, 38-48

«В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный.».

Сегодня, в 7-е рядовое воскресенье, продолжается чтение из Евангелия от Матфея (5, 38-48), содержащее последнюю часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, посвященную совершенству Отца Небесного. В первой части евангельского текста Иисус отвергает право мести, пресловутое «око за око и зуб за зуб», господствующее в мире. Во второй части Своей проповеди Иисус устанавливает новый закон любви, соблюдение которого уподобляет нас Отцу нашему Небесному.

В первом в сегодняшнем чтении мы слушаем повеления Божии, касающиеся праведной жизни и закона любви. Отметим, что Бог прежде всего заповедует Своему народу быть святым, ибо Он, Бог его, свят, и велит не мстить и не иметь злобы на братьев, сынов избранного народа, но любить ближнего своего как самого себя. Этот Закон как бы ограничивается избранным народом, исключая все прочие языческие народы. Однако это является лишь первой фазой духовно-воспитательной деятельности Господа, которую Он осуществляет в избранном Им малом, незначительном народе, Израиле, окруженном языческим миром. На самом деле, Отец Небесный не отделяет добрых от злых и посылает дождь Свой на праведных и неправедных и повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми. К такому отношению к ближним призывает нас Господь.

Во втором литургическом чтении апостол Павел настойчиво призывает верующих иметь уважение к своему телу, как к храму Духа Святого, а также избегать мудрости мира сего, т.е. суеты и лукавства.

В сегодняшнем Евангелии от Матфея (5, 38-48), содержится заповедь Иисуса о непротивлении злу и о любви к врагам. В первой части Своей проповеди Иисус предостерегает нас от инстинктивной жажды мести, глубоко заложенной в человеческом сердце. Отметим, что ветхозаветное «око за око и зуб за зуб» на самом деле ограничивает слепую жажду мести, обуздывая инстинктивное, неразумное и безмерное воздаяние злом за зло. Новизна Христова заключается именно в том, что Господь призывает не к умеренности, а к превышению норм, к крайности, когда речь идет о любви, любви парадоксальной, не препятствующей лукавому, дающей злому то, что он требует, и просящему больше просимого, любви, не отказывающей в помощи ближнему, каким бы он ни был. Того, кто решил жить в духе Заповедей блаженства, Иисус призывает не воздавать злом за зло, но прощать в любых обстоятельствах, таким образом противостоя злу добром. Воистину, это – великая новизна, противоречащая логике мира сего, которой подчиняется человечество и сегодня. Только те, кто принимает эту новизну Христову, могут показать миру истинное Лицо Божие, проливать свет Божий на землю, погруженную во тьму заблуждения и греха.

Огромная сила непротивления злу способна преобразить мир. Иисус не требует невозможного, не предлагает нам утопии, но Своей собственной жизнью, Своей смертью и Воскресением показывает нам, что Богу всё возможно, так же как и нам - с помощью Его благодати. Конечно, сами по себе мы не в силах поступать так. Не сказал ли Христос: «Без Меня вы не можете делать ничего»? Но с Господом – всё нам возможно, как обещает Христос: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит.. ибо если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».

Следующая часть проповеди Иисуса Христа содержит новый закон любви к врагам, побеждающей ненависть. До сих пор Иисус указывал на два главных аспекта Божественного закона: с одной стороны, Иисус отвергает крайности зла (убийство, прелюбодеяние, лжесвидетельство), с другой же – Он устанавливает правила, легко исполнимые в обществе, в том, что касается развода, клятвы, воздаяния. Однако, как мы видим, Иисус коснулся самой сути Закона, т.е. его Источника, который Есть Бог, и Сам первый исполнил этот Закон любви. Отметим, что в Торе (т.е. в еврейском законе) отсутствует предписание относительно ненависти к врагам. Так, во Второзаконии имеются некоторые соответствующие предписания, но относящиеся только к враждебно настроенным против Израиля нациям: «Не желай им мира и благополучия во все дни твои во веки… Обратил Господь, Бог твой, проклятие их в благословение тебе»… Итак, мы видим, что здесь не имеются в виду все враги, вообще. Иисус же ясно говорит, что к врагам и преследователям могут быть только два типа отношения: любовь и молитва. В самом деле, любовь к врагам выражается в молитве за них; судить же их будет милосердный Бог. Итак, любовь к ближнему проходит красной нитью через все призывы Христовы, о которых мы размышляли в предыдущие воскресенья. Да, любовь не вредит никому и охватывает всех, без исключения. Этому учит нас Иисус, призывая проникнуться такой любовью, в силу которой мы воистину становимся сынами Божиими, подлинными братьями между собой и основоположниками нового человечества, отвечающего своему призванию быть образом и подобием Божиими.  

В заключение Своей проповеди Иисус призывает учеников быть совершенными, как совершенен Отец их Небесный. Здесь говорится о важном Божественном свойстве, о котором мы упомянули в начале нашего размышления, т.е. о совершенстве и святости Божиих. Такое Божественное совершенство открывается человеку только в действии Божием. Не случайно упоминание Иисуса о том, что Бог посылает дождь на праведных и неправедных и велит солнцу Своему восходить над злыми и добрыми. Это показывает нам, что Бог, в Своей любви, не делает разделения между людьми, отличая добрых от злых, достойных от недостойных, преданных сынов от нечестивых. Как раз в таком отсутствии разделения между людьми и открывается нам совершенство Отца Небесного. Призывая нас быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный, Иисус на самом деле призывает нас подражать Отцу, любящему всех без исключения. К такому подражанию Богу зовет христиан и святой апостол Павел, который в Послании к Ефесянам пишет: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». Если мы действительно любим Бога, то мы стремимся делать то, что Ему угодно и приятно. Для Бога же нет ничего более приятного, чем то, когда мы оказываем любовь нашим братьям, т.е. тем, кого Он безмерно любит.

Всем искренне желающим следовать Христу приходилось задаться вопросом: не превышают ли требования Христовы наши человеческие возможности? Здесь необходимо напомнить, что последователь Христов, живущий по Евангелию, не только силится уподобиться Господу, но его самого уподобляет Христу действие Духа Святого. Следовательно, можно справедливо сказать, что его поведение является не только плодом ряда внешних норм, пусть даже возвышенных, но становится новым образом действия, рождающимся изнутри. Наряду с этим следует подчеркнуть, что изменения, производимые этим преображающим процессом, происходят не в ущерб неповторимой человеческой личности, но как раз посредством ее. Христианский идеал не нарушает оригинальности и неповторимости личности, но направляет к добру всю положительную энергию, заложенную в человеке. И так, торжественная страница, содержащая Заповеди блаженства, становится реальностью тогда, когда между христианами и Духом Святым устанавливается полная синергия, тесное общение, т.е. когда мы полностью предоставляем Духу Святому действовать в нас и через нас, всегда внимая и следуя Его наитиям. Не мы, своими заслугами, достигаем святости, а Дух Божий освящает нас Своим действием.

О.Кшиштоф Каролевски

При подготовке проповеди использовались материалы русской службы Радио Ватикана.

 

16 февраля 2014 года – 6 рядовое воскресенье

Мф 5, 17-37

«В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует. Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.».

 

После провозглашения Заповедей блаженства и того, что ученики суть соль земли и свет миру, Иисус продолжает Свою Нагорную проповедь и приводит десять заповедей Божиих, не полностью, а только некоторые из них. Приведенные Им заповеди относятся к пролитию крови (не убивай), к полу (не прелюбодействуй), к разводу и ко слову (не клянись). Далее следуют еще две заповеди, о которых пойдет речь в следующее воскресенье, а именно: о непротивлении злу (т.е. о преодолении логики мести) и о любви к врагам. Обратимся сначала к первому литургическому чтению из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (15, 16-21), в котором автор трактует о свободе и ответственности человека, напоминая о том, что Бог в начале сотворил человека, «оставив его в руке произволения его», так что, если человек того захочет, он соблюдет заповеди и пребудет верным. Прослушаем это ветхозаветное чтение: «Он (Господь) предложит тебе огонь и воду; на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть. И чего он пожелает, то и дастся ему. Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом, и видит всё. Очи Его - на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека. Никому не заповедал Он поступать нечестиво, и никому не дал повеления грешить».

Во втором литургическом чтении сегодняшнего, 6-го рядового воскресенья, из Первого Послания святого апостола Павла к Коринфянам (2, 6-10), апостол поучает верующих, открывая им, в чем заключается дар Божий премудрости и откровения. Апостол пишет: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих; но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии». Здесь святой Павел утверждает, что только Дух Божий открывает человеку истинную премудрость, сокрытую от мира сего и дающую тому, кто пребывает в благоговейном страхе Божием и искренне любит Господа своего, вечное блаженство наслаждаться неизреченными благами, уготованными ему Богом.

Возвратимся теперь к читаемому сегодня отрывку из Евангелия от Матфея (5, 17-37). В силу его обширности предлагаем нашим слушателям самостоятельно прочитать его. Мы же посвятим продолжение нашей беседы истолкованию богатого содержания этого текста. – «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон и Пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» - утверждает Христос. Бог открыл нам Свою волю в Законе и Пророках. Итак, Иисус, пребывая в этой исторической и спасительной перспективе, открывает смысл Своего пришествия на землю, заключающегося в исполнении этого Откровения. Иными словами, ничего не упраздняется из Закона и Пророков, но в то же время ничего в них не подтверждается в прежней, древней форме. Иисус осуществляет полноту Божественного обетования (т.е. закон), и только через Него Бог открывает людям, каково должно быть их поведение (пророчества).

Как же следует понимать утверждение Иисуса: «Я пришел исполнить Закон и Пророков»? В чем заключается это «исполнение»? Исполнить означает довести до конца. Так, Иисус превосходит не сам Закон, а лишь степень его исполнения в той форме, какую ему придали книжники и фарисеи. Более того, Иисус ставит Своих собеседников перед самим Источником Десяти заповедей, т.е. перед Богом, Который превышает Закон. Итак, Иисус говорит нам, исходя из точки зрения Отца Небесного, принуждая нас коренным образом изменить наши человеческие, ограниченные представления о Законе Божием.

Далее Иисус истолковывает шестую заповедь: «не убивай», дополняя ее запретом гневаться на братьев и оскорблять их, показывая тем самым, что ненависть и злоба являются корнем страшного греха убийства человека. И в самом деле: ненависть порождает гнев, а гнев - осуждение. Итак, ненависть, гнев и осуждение проливают свет на расхождения, возникающие между людьми. Согласно же новой правде Божией, открываемой нам Иисусом Христом, необходимо сохранять неприкосновенность братских отношений между людьми. Каким же образом? Иисус открывает это нам, приводя два примера . Первый из них переносит нас в храм, в момент приношения даров, когда мы вдруг вспоминаем, что один из наших братьев имеет нечто против нас. Отметим, что здесь говорится не о брате, которого мы должны простить, а о том, у которого мы должны испросить прощения. Наряду с этим, Иисус не уточняет, кто прав и кто виноват, но указывает на необходимость примирения. Обратим внимание также на императив Христа: «Оставь там дар твой и пойди прежде примирись с братом твоим». Иначе говоря, Иисус отклоняет приносимый дар пока люди не примирятся, ибо примирение является неотъемлемым условием для богоугодного поклонения.

Второй пример переносит нас, скорее, на более юридический уровень. Речь идет о том, кому надлежит сделать первый шаг к примирению. Господь не уточняет этого, но говорит: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним»… Почему же? Потому что иначе ты рискуешь погрузиться в пагубный водоворот, который от соперника приведет тебя к судье, от судьи к страже, а от стражи в тюрьму. Что же следует делать во избежание этого? Следует прощать, прощать первому и вопреки всему.

Далее Иисус приводит седьмую заповедь: «не прелюбодействуй». Написано, что мужчина вожделеет к женщине для продолжения рода, а женщина вожделеет к мужчине, наиболее подходящему для этого. Однако согласно Писанию брачный союз не подчиняется этой логике. В Книге Бытия читаем: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть». Ясно, что необходимо сохранять пламя любви, порождающее общение, иначе похоть, кроющаяся в сердце человека, исказит красоту этой любви. Напомним также, что Закон Божий осуждает не только само прелюбодеяние, но и всякое искажение межличностных отношений. Совершающий прелюбодеяние нарушает правила не только брачного союза, но и хорошего поведения. Известно, что в этом отношении важную роль играет глаз: глаз наблюдает и улавливает то, что нас более всего интересует и привлекает. Да, глаз устремлен к сердцу. Иисус же предостерегает нас от опасности впадения в соблазн и призывает совершить решительный акт для предотвращения его: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя… И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя. Ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело было ввержено в геенну». Иными словами, Иисус говорит нам, что необходимо владеть своим сердцем, чтобы затем уметь владеть своими действиями.

Вслед за этим Иисус затрагивает вопрос о разводе. В еврейском законодательстве (согласно Второзаконию) право на развод имел только муж в том случае, когда он «находил в жене что-нибудь противное». Но что здесь точно подразумевается под термином «противное»? Напомним, что в Израиле существовали два учения: одно позволяло развод только в важных случаях, другое – также по менее уважительным причинам. Но Иисус обходит подобные истолкования и, ссылаясь на первоначальную волю Творца, категорически исключает возможность развода и утверждает нерасторжимость брака: «То, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В таком случае, как же следует истолковывать приведенное Им же исключение: «кроме вины любодеяния»? Ответить на это затруднительно, но одно несомненно, что со Христом упраздняется систематический развод. Можно себе представить, что в первые века христианства верующим было нелегко войти в эту новую евангельскую перспективу . Это нелегко и в наше время. Да, брак – нерасторжим, но христианская община в своей пастырской деятельности всегда должна полагать на первое место милосердие, подражая своему Господу, Который первый оказывает ей милосердие, притом ничем не заслуженное. Иисус пришел не судить и не осуждать, а спасать.

В семитической культуре «слово» имеет большую важность. В этом случае, в Десяти заповедях, упор делается на ложном, искаженном слове. Но там, где слово искажается, там искажены и межличностные отношения. Исходя из этого, призыв Иисуса весьма ясен: не клянитесь ни небом (т.е. именем Божиим), ни своей головой (т.е. своей жизнью). По какой причине? Прежде всего потому, что клятва свидетельствует о недоверии, существующем между людьми. Иначе говоря, если мы сомневаемся в честности и искренности другого, то мы прибегаем к Божественному авторитету для подтверждения нашего слова. Иисус настаивает на том, чтобы между братьями преобладали честность и доверие. Наравне с этим Господь заповедует нам, чтобы наше слово было ясным: «да» или «нет», ибо всё остальное от лукавого, который есть отец лжи, а ложь, как известно, нуждается в многословии для того, чтобы смутить и ввести в заблуждение.

Итак, из сегодняшней евангельской страницы возникают многие вопросы, например - почему Иисус Христос требует так много? Способны ли мы до конца исполнять Его требования? В самом деле, изложенные в Нагорной проповеди требования абсолютны и практически безграничны. Что же нам делать? Как поступать? На эти вопросы отвечает один современный богослов, отмечая, что человек, который считает своим долгом уделить час своего времени тому, кто просит у него только полчаса, или отказаться от необходимого, чтобы дать излишнее просящему у него, тот человек скоро обнаружит, что он больше не принадлежит самому себе и будет поглощен другими. Но такой человек более не действует во имя какого-то закона или предписания, а действует по неотразимому, внутреннему требованию, духовному императиву, зная, что если он не исполнит этого требования, то отрешится от самого себя. Таковы требования Нагорной проповеди. Они заключаются не в строгом и неуклонном исполнении предписаний во что бы то ни стало, но в призыве к постоянному преодолению самих себя, к верности нашей подлинной, глубочайшей личности. Самым неотлагательным требованием становится наша свобода. Нагорная Проповедь требует всего, ибо она требует веры в Бога, могущего преобразить жизнь и возродить нового человека.

О.Кшиштоф Каролевски

При подготовке проповеди использовались материалы русской службы Радио Ватикана.


<<< Назад

Проповеди 05.01.2014-02.02.2014 >>>