2 февраля 2014 года – Сретение Господне
Мф 2, 22-40
«Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём.».
Возлюбленные братия и сестры сегодня в праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев.12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
Посвящение всего «первородного» совершалось в память чудесного спасения Израиля из египетского рабства. Все перворожденные посвящались Богу, а затем возвращались народу. Пресвятая Богородица внутренне подготовилась к акту посвящения Своего Первенца Его Отцу. Она подготовилась и к собственному посвящению и сделала все это так, как умела. Таким образом Она возобновила Свое fiat (да будет!) и в очередной раз отдала всю Свою жизнь Богу. Она отдала Богу и Иисуса, спящего у Нее на руках. Никогда еще в Храме не совершалось такого Жертвоприношения, и оно уже никогда больше не повторится. Следующее Жертвоприношение совершит уже Сам Иисус – за городскими воротами, на Голгофе.
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).
Сегодняшний праздник побуждает нас в очередной раз отдать Господу свою жизнь, свои мысли и поступки, все свое естество. Необходимо посвятить Богу все «мелочи жизни», как и «великие свершения», если только они имеют место. На практике посвящение может быть совершено по-разному.
Иисус возвещает Спасение всем людям, становясь при этом для некоторых из них предметом пререканий. Многие будут упрямо отвергать и Его проповедь, и Его Самого. «Времена, в которые нам довелось жить, особым образом подтверждают истину, высказанную Симеоном. Иисус – это Свет, просвещающий человека, а одновременно – предмет пререканий. И если сегодня (…) Иисус Христос, как Свет миру, вновь явлен человечеству, то не стал ли Он ныне, в большей степени, чем когда-либо, тем знамением, которое люди упорно отказываются принять?». Иисус никогда не оставался равнодушным при виде человеческой нужды. Вот и сейчас Он не остается равнодушным при виде проблем, наполняющих нашу повседневность. Мы попросим Его стать нашим Светом и нашим Упованием.
Евангелист, кроме того, отмечает, что Симеон, произнеся пророчество о грядущей судьбе Богомладенца, совершенно неожиданно обратился к Марии, таким образом связывая пророчество о Сыне с пророчеством о Матери: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2,35). «По мере того, как до нас доходит смысл сказанного старцем, наш взор обращается от Сына к Матери, от Иисуса к Марии. Сколь же дивными являются те таинственные узы, которыми Она соединена с Иисусом, Иисусом, ставшим предметом пререканий». Обращенное к Пресвятой Богородице пророчество Симеона предполагает Ее соучастие в деле Искупления. Упомянутое старцем оружие метафорически указывает на со-страдание Марии Своему Сыну, на безмерную боль, пронзившую Ее душу. Господь страдал на кресте за наши грехи; грехи всех нас, подобно мечу пронзили и душу Марии. Поэтому мы призваны приносить жертвы умилостивления не только Христу, но и Его Матери, которая стала Матерью нашей.
Есть и еще замечательный урок, который все мы должны извлечь из сегодняшнего праздничного дня. Святые отцы свидетельствуют о том, что невозможна наша встреча с Богом в загробном мире, если эта встреча не произошла здесь, на земле. Значит, я должен приложить все зависящие от меня усилия, чтобы эта встреча произошла в моей земной жизни. И Господь сделал для этого все возможное. Нам дана возможность иметь Христа в своем сердце.
Наиболее важным местом наших встреч с Господом является храм, литургическое служение. Здесь в Таинстве и в каждой молитве происходит радостная богочеловеческая и человекобожеская встреча. Таинство Крещения омывает первородный грех и открывает перед человеком двери Церкви, человек становится христианином, носителем имени Христа. Евхаристия – ни что иное, как встреча со Христом! И не просто встреча — я принимаю внутрь самого себя Христа через то причастие, которое мне подается под видом хлеба и вина. Какие благодатные возможности дает людям Церковь Христова! Но большинство людей очень редко пользуется этими возможностями (а многие и совсем не пользуются, к сожалению). Мы не спешим к этой встрече с Богом! Нам кажется, что встреча с Богом наложит некоторые ограничения на нашу свободу, и я не смогу совершать всего того, что мне бы хотелось. А так мне хочется получить все блага здесь, на земле, и не ждать, когда там еще наступит вечное блаженство (да и наступит ли оно еще — я не знаю), и трудиться ради этого, отказывая себе во всем, не желаю!
Люди не хотят встречаться с Богом! И это страшно, потому что, не встретившись с Богом в этой жизни, человек не может надеяться на встречу с Ним после своей физической смерти - в жизни будущего века. А если мы не сможем с Ним встретиться там, то, что нас ожидает? Место, где Бога не будет. А это место именуется адом. Так неужели к этому месту готовит себя человечество? Страшно подумать об этом! Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа вновь и вновь напоминает нам об этом.
Богослужение сегодняшнего праздника акцентирует тот аспект христианской жизни, который связан с посвящением Господу. Символически он обозначен процессией с горящими свечами. Они сгорают постепенно и все это время излучают свет. Симеон увидел во Христе Свет, призванный просветить погруженный во тьму мир. В разговорной речи свет часто идентифицируется с жизнью («увидеть свет», «прийти на свет» – эти фразеологические обороты означают рождение), истиной («бродить во тьме» – это синоним невежества и заблуждения), любовью (о любви говорят, что она «пылает»). И напротив, тьма ассоциируется с одиночеством, растерянностью, ложью… Христос есть Свет миру и всякому человеку, Свет, способный просветить. Христос есть Истина, способная спасти. Христос есть Любовь, дарующая полноту бытия.
Именно к безграничному самоотвержению призывает нас сегодняшний праздник. «Научись отдавать себя, гореть перед Богом, как свет, помещенный в светильник, чтобы освещать путь тем, кто блуждает во тьме; подобно лампадам, горящим у алтаря, дающим свет до последней капли масла». А как обстоит дело с нами? Умеем ли мы отдавать себя Господу, не ставя при этом никаких условий? Отдавать себя безгранично? «Господи, — говорим мы Ему. – Вся моя жизнь принадлежит Тебе. Я хочу сгореть перед Тобою как свеча. Зачем же мне еще жить?». В той же своей проповеди святой Бернард замечает, что «к Господу нельзя приходить с пустыми руками». Однако фактически мы можем подарить Ему лишь «мелочи» – наш повседневный труд, улыбку сквозь слезы усталости и страданий, порядочность, доброжелательность. Поэтому нам весьма полезно будет задуматься о том, «как Пресвятая Богородица к Своей бесконечно ценной Жертве, приобщает малые жертвы, вроде предписанных Законом голубей. Таким образом мы научимся приобщать свои ничтожные начинания к заслугам Христа (…). Так приобщи же свои молитвы к Ее молитвам, свои слезы к Ее слезам, свои посты и бдения к Ее бдениям, и отдай все это Господу, чтобы само по себе малозначимое таким образом стало значимым. Капля воды сама по себе – это только вода, но, будучи добавлена в бокал с вином, она приобретает иные, благородные качества и становится изысканным напитком. Так и наши дела – сами по себе ничего нестоящие – добавляясь к делам Христа, обретают неимоверную значимость благодаря дарованной в Нем благодати».
Мф 3, 13-17
«В то время: Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.».
Возлюбленные братья и сестры!
Сегодняшним праздником Крещения Господня завершается Рождественское Время. Почему именно этим праздником? С древних времен замечали связь между праздниками Рождества и Крещения. В Вифлеемском гроте Сын Божий появился на свет как человек, а в водах Иордана Тот, кого считали просто человеком, Иисус из Назарета, был явлен как Сын небесного Отца.
Дело в том, что непосредственно с крещения в Иордане Иисус начинает Свою миссию спасения. Он пойдет по городам и селам Палестины будет проповедовать, учить, исцелять, собирать вокруг Себя апостолов. В конце Он взойдет на крест, чтобы искупить все человечество. До крещения Иоанном Иисус жил скрыто в Назарете с Марией и Иосифом, и это то, что мы особенно созерцаем в Рождественское Время.
У Бога была целая вечность на размышления. Однако, Он не нашел лучшего способа предстать перед нами и спасти нас, чем встать в один ряд с грешниками – кого это не шокирует?
Иисус являет Себя как Сын, присоединившись к самым нуждающимся братьям; Отец Его торжественно одобряет. Крещение указывает на фундаментальный выбор, сделанный Иисусом: солидарность. Она проистекает из Его природы Сына. Иисус, знающий любовь Отца, хочет показать ее всем и для этого становится нашим братом. Крещение – это входная дверь в Евангелие. Кто не проходит через нее, остается в ловушке собственных религиозных ожиданий, не знает Бога и Его дара. Иоанн только говорил о Том, Кто будет крестить в Духе Святом. А Он, Кто ко всеобщему удивлению принимает от Иоанна крещение в воде, – именно таким образом дарует нам Своего Духа. Никому и в голову не пришло, что Господь погрузится до конца в нашу человеческую природу и отдаст нам Свою жизнь в обмен на нашу смерть.
Крещение Иоанна Крестителя – прообраз нашего крещения. Но все-таки оно сильно отличается от христианского крещения. Иоанн крестил людей в знак покаяния. Каждый, кто принимал такое крещение, публично признавал себя грешником. И вот приходит Иисус креститься к Иордану. Стоявшие у вод Иордана думали, видя Его, что пришел очередной грешник покаяться в своих грехах. Но мы-то прекрасно понимаем, что Сыну Божьему, Второму Лицу Пресвятой Троицы, совершенно не в чем каяться. Тогда зачем Он это делает?
Крещение Иисуса – прообраз Его смерти. Войдя в воды Иордана, Иисус погружается в грехи всех людей, пришедших креститься. Мы выходим на берег чистыми, а Он несет на Себе наши злодеяния. Незнавший греха сделался ради нас грехом и проклятием (2 Кор 5,21; Гал 3,13). Иисус решил быть вместе с человеком именно там, где человек разделяется и становится враждебен себе и другим. Иисус с нами на нашем пределе и в нашем грехе, в нашем зле и в нашей смерти – там, где мы одиноки, потеряны и крайне нуждаемся в общении, которое по человеческим меркам невозможно. Сострадание побудило Его пересечь границу нашего полного одиночества.
Любовь к нам постоянно побуждает Христа к самоунижению. Он, будучи Богом, стал маленьким младенцем в Вифлееме. Он, будучи победителем греха, кается публично. Он, будучи спасителем мира, допускает, чтобы Его распяли на кресте. Все это Он делает из любви. Но как нам показывает Евангелие, именно в момент самоунижения Отец прославляет Своего Сына: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3,22). Так происходит всегда и в нашей жизни. Каждый раз, когда мы из любви к Богу и ближним унижаем себя, Бог нас возвышает, прославляет нас на небесах. Наоборот же, когда мы пытаемся себя возвысить, Бог допускает наше падение.
Сегодня мы вспоминаем наше собственное крещение. Мы крещены не в наше покаяние, но в смерть и воскресение Иисуса Христа. Наше крещение – это крещение славы. Крещение открывает нам дверь спасения, приобщает нас ко Христу, делает нас детьми Божьими. Но делает ли крещение нашу жизнь безупречной, совершенной, святой? Мы знаем, что нет. Мы продолжаем грешить, а наша жизнь не редко становится даже более тяжелой после крещения. Почему так?
Посмотрим на пример крещения Иисуса. Что происходит с Ним после крещения? Он 40 дней пребывает в пустыне. Он подвергается коварнейшим искушениям сатаны.
В современном мире царит культура эгоизма. Люди привыкли жить только для себя. Привыкли задавать себе вопрос: «Что мне будет с этого? Какая мне выгода?». Привыкли делать только то, что хорошо лично для них. Как маленькие дети. Ребенок до определенного возраста воспринимает себя центром мира. И это нормально. Он привыкает, что все его любят, дарят подарки, делают приятное… Но однажды ребенок должен стать взрослым, должен понять, что любовь нужно не только принимать, но и отдавать. Это переход из детства в зрелость. Если такого перехода не случится, человек на всю жизнь останется эгоистом. И это большое несчастье и для него и для его близких.
Не должно быть так, что в жизни человека главными являются вопросы «Что мне будет с этого? Какая мне выгода?». Крещенный человек должен задаваться иными вопросами: «Кому я нужен? Кому я могу помочь? Кто ждет моего участия?». Бог дает каждому Свою благодать и таланты не для него самого, но для того, чтобы обладатель этих даров щедро делился ими со всеми, кто его окружает и нуждается в этом. Именно поэтому Иисус дает нам новую заповедь: «любите друг друга; как Я возлюбил вас». Он говорит, что человек, который ищет самого себя и своей выгоды, потеряет свою жизнь, а кто потеряет свою жизнь из любви к ближнему — найдет ее. Найдет то, что больше — жизнь вечную во Христе Иисусе. Это и есть путь любви, которому учит всех нас Иисус через Свое крещение, жизнь, смерть и воскресение.
Крещение — не гарантия спасения во что бы то ни было. Крещение - только начало нашего спасения. Если мы не будем развивать наше крещение, не будем им жить, его благодать потускнеет и его огонь станет маленькой искоркой. Таинство крещения включает нас в Церковь, но оно не единственное таинство. Крещение обретает свою полноту, если крещенный идет на встречу с Богом и в других таинствах, особенно в таинстве Евхаристии. Крещение - не завершение жизни с Богом, но её начало. Поэтому будем просить Господа, чтобы Он посылал нам рвение углублять наше крещение в таинствах Церкви и во всех аспектах нашей жизни.
О.Николай ВойтеховичИн 1, 1-18
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.».
Возлюбленные братия и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали слова: «в начале было слово». О каком начале и о каком слове идёт речь в Евангелии от Иоанна? Уже первая книга Священного Писания, книга Бытия говорит о начале, о происхождении мира. Уже тогда было слово творящее - это слово Бога. Бог сказал, и стало так. Одно слово может изменить все в нашей жизни.
Бог сотворил мир и его красоту не просто, чтобы они существовали, но чтобы человек был хранителем Его слова. Сотворение человека происходит в тот момент, когда Бог призывает его к жизни. Затем Бог ждет ответа от него.
В течении истории Бог говорил много слов Своему народу. Многие из них есть в Священном Писании. Там есть слова воспитания: например, десять заповедей. Бог учит Свой народ, как правильно жить, как строить отношения между людьми. Более того, всё сотворенное и существующее говорит, и говорит оно о Боге. Бог желает, чтобы мы полностью понимали Его, таким образом познавая всю истину, но вся истина пребывает в Сыне. Поэтому он воплотился и пришел в мир, чтобы люди могли узреть Его во всём, что встречают на своем пути. Мир становится прозрачным, как великое произведение искусства, отражающее душу своего автора, Творца неба и земли.
Мы слышали в течении Адвента много слов утешения, обращенных через пророков к народу, попавшему в плен и потерявшему все. Это и слова надежды, свидетельствующие о том, что время плена завершится, народ вновь обретет желанную свободу, наступит мир и благоденствие. Особенно Бог обращается с утешением к самым бедным и страдающим. Им обещаны облегчен и мир.
Все слова, которые Бог говорил своему народу, как бы сконцентрированы в том слове, которое Он говорит окончательно. Это слово милосердной любви, слово нежности, имя этому слову — Иисус, лежащий в яслях в пеленах. Бог не нашел лучших слов, чтобы выразить Свою любовь, нежность, понимание, утешение., чем Иисус на кресте — громкое и понятное слово. Когда Он, покинутый и отверженный, умер и передал Себя и всех нас в руки нашего Небесного Отца. Позволив каждому, кто верит в воскресшего Иисуса, стать ребенком Бога. Значит, стать похожим на Самого Бога.ачит, сказать те же самые слова, которые Бог говорит другим. Слова утешения, понимания, сочувствия, мудрости, милосердной любви, прощения. Бог хочет, чтобы мы сказали такие слова друг другу.
Сегодня в Евангелие мы слышим эти очень торжественные слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Нам сказано, что последнее слово — Иисус (Слово стало плотию, и обитало с нами). Вот, во что мы верим, вот, на чем мы строим наши отношения с Богом и с людьми.
В это время мы говорим много слов поздравления с Рождеством и Новым годом. Много добрых слов. Но много и пустых слов. Только здоровье, здоровье, здоровье. Конечно, кто болеет, знает, как важно здоровье, и желает его всем другим. Но много больше здоровья — взаимное понимание, мир, согласие. Почему мы не желаем друг другу таких вещей? Почему мы так мало думаем о том, что другой человек на самом деле хочет услышать? Возлюбленные братия и сестры давайте стараться, может не официально, сказать такие простые слова утешения, прощения, сочувствия. Слова милосердной любви. Тот, кто познал Христа, познал всё, тот кто не познал Христа, не познал ничего. Чтобы понять язык, недостаточно слышать звучание слов, необходимо постигать их смыл. Значение всех вещей открыто нам Иисусом.
О.Николай Войтехович