Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 20:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню

Полезные ссылки

Поиск по сайту

Архив записей

Polski

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ближайшие даты

Католические праздники

Проповеди 15.09.2013-27.10.2013

27 октября 2013 года – 30 рядовое воскресенье


Лк 18, 9-14

«В то время: Сказал Иисус к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.».

Сегодняшнее Евангелие как бы продолжает тему прошлого воскресения, тему молитвы. В притче Иисус Христос указывает нам на внутреннее намерение, которое сопровождает молитвуФарисей пришел хвалиться, какой он хороший, и дает себе право осуждения других. Мытарь чувствует себя грешником и не имеет смелости, чтобы зайти вглубь храма и поднять очи к небу, "но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»"Молитва обоих свидетельствует об их жизни. Надменный фарисей, который живет в достатке и никогда не имел нужны, возвышает себя над другими, смотрит на всех свысока, в то время как мытарь унижает себя перед Господом Богом и знает, что его жизнь зависит от Него. Иисус Христос говорит, что услышаны молитвы были не фарисея, но мытаря.

В сегодняшней притче есть еще третий персонаж, он невидимый, но существующий - это каждый из нас собственной персоной. В каждом из нас есть что-то от фарисея и что-то от мытаря: в одном случае мы ведем себя, как фарисей, в другом - как мытарь, а иногда они вместе присутствуют в нас. Есть желание угодить Господу Богу, и в то же время существует уверенность, что мы лучше других. Но есть и такие моменты в нашей жизни, когда, благодаря Господу Богу, мы можем увидеть, как мы грешны, как далеко мы отошли от Иисуса, и как отличаются наши чувства от тех, что в Его сердце. И тогда мы, как мытарь, не смеем поднять глаз к небу.

Жизнь христианина, как учит Св.Павел, является большой борьбой добра со злом в нашем сердце. Только благодаря благодати Господа Бога, мы можем стать смиренными, и наши сердца могут быть переполнены чувствами, к которым нас призывает Иисус Христос. Он пришел не для того, чтобы возвышаться, но стал низшим, униженным за нас. Мы должны уподоблять наши сердца смиренному сердцу Иисуса, тогда мы можем себя называть Его учениками и стремиться к святости.

О.Кшиштоф Каролевски



20 октября 2013 года – 29 рядовое воскресенье


Лк 18, 1-8

«В то время: Иисус сказал ученикам Своим притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова; и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?».


Возлюбленные братья и сестры, в своем Евангелии подчеркивает разные аспекты, касающиеся молитвы. Указывает на Иисуса Христа, который часто молился, обращаясь к Своему Отцу Небесному. 

В молитве человек в первую очередь должен быть открыт для Слова Божьего, он должен вслушиваться, что Господь хочет ему сказать.

В сегодняшней притче Иисус призывает нас не унывать в молитве и не отчаиваться, если мы сразу не получаем того, о чем просим, так как мы не можем до конца знать провидения Божьего. Также и апостол Павел неоднократно в своих Посланиях поднимает вопрос о необходимости обращения к Господу Богу через молитву (Рим 12,12; 2 Фес 1,11; Кол 1,3).

В сегодняшней притче мы видим два персонажа: судью, "который Бога не боялся и людей не стыдился", и вдову, которая была в нужде. Судья помогает этой женщине не из каких-то благих намерений, но потому что она неустанно обращалась с просьбой о защите ее в суде, проще говоря, она ему надоела. И, как говорит Иисус, если несправедливый судья исполнил просьбу вдовы, то тем более Отец наш Небесный "не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь". 


13 октября 2013 года – 28 рядовое воскресенье


Лк 17, 11-19

«В то время: Идя в Иерусалим, Иисус проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.».



6 октября 2013 года – 27 рядовое воскресенье


Лк 17, 5-10

«В то время: И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие; потому что сделали, что должны были сделать».



29 сентября 2013 года – 26 рядовое воскресенье


Лк 16, 19-31

«В то время: Иисус сказал фарисеям: Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме; но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят».



22 сентября 2013 года – 25 рядовое воскресенье


Лк 16, 1-13

«В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? дай отчёт в управлении твоём: ибо ты не можешь более управлять». Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом». И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?» Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку, и садись скорее, напиши: пятьдесят». Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».



Возлюбленные братья и сестры, сегодняшнее Евангелие говорит, как мы должны мудро править.

Господь очень богат, Ему принадлежит земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней ( Пс24,(23)1). Богатым назван в евангелии и персонаж, поставивший свое «Я» на место Бога. Но это – глупость. Чудовищно заблуждается тот, кто в ослеплении от обладания перестает воспринимать себя как творение, Бога как Творца, а всякую вещь как Его дар.

Мы просто управляющие, а управляющий должен действовать в соответствии с волей хозяина. Так и мы должны поступать по воле Того, Кто желает уподобить нас Себе, по воле Отца, Который дарует нам всё, чтобы мы делились с тему, кто нуждается.

Сегодняшнее Евангелие делится на две части. Первая — притча о неверном управителе, вторая — о невозможности служить одновременно Богу и маммоне. Маммона — это деньги, материальные ценности вообще. Иисус не видит возможности одновременно и служить Богу, и заботиться о богатстве.

Но вернемся пока к притче о неверном управителе. Господин хвалит неверного управителя. Не за то, что тот продолжал расточать имение. А за то, что он поступил догадливо, что он думал о будущем. Лишь об этом идет речь. Иисус хочет нам сказать, что всегда нужно иметь в виду, что будет после. Чтобы мы ни делали. Речь не идет о краткосрочных делах. В смерти нам придется отчитаться за прожитую жизнь. Речь идет о том, что будет в конце нашей жизни. Все, что мы совершаем в земной жизни, имеет значение для того, что с нами будет после.

В притче господин похвалил управителя неверного за то, что тот думал о том, что будет после того, как он будет отстранен от управления домом. Иисус хочет сказать и нам, чтобы мы тоже имели в виду, что будет с нами, когда мы будем «отстранены от управления домом», когда мы оставим наше тело. Душа призвана быть у Бога. В жизни вечной.

Иисус не сосредоточен на том, что будет потом. Он не говорит: «с тобой будет так, с тобой будет так, с тобой будет так…». Но Он призывает нас смотреть на наши повседневные дела и соизмерять их с тем, к чему мы призваны. При всем этом, Иисус воздвигает новые социальные правила, новую справедливость, новую систему отношений. Он говорит: смотрите, что происходит вокруг вас. Ведь быть богатым, это не порок, а быть бедным — еще не благодетель.

Проблема в том, что некоторые люди ищут только богатства. Вне зависимости от того, насколько они богаты или бедны. Эти люди все свои силы направляют только на то, чтобы приобрести, сохранить и приумножить богатство. А есть люди, которым это не то чтобы неважно, и не то чтобы они относятся к этому легкомысленно, но которые понимают, что Бог важнее.

В жизни каждого из нас наступает момент, когда все наше богатство, сколько бы его не было, перестает играть какую бы то ни было роль. Наступает день, когда мы должны оставлять все, что мы имеем. Есть такая немецкая поговорка «Последняя рубашка карманов не имеет». Ничего из этого мира в мир иной мы не можем забрать. Только то, что у нас «лежит на счете» на Небе. А как туда набирать проценты мы знаем.

В начале Святой Мессы мы молились, чтобы Бог дал нам благодать усовершенствоваться в любви к Богу и ближнему. Любить Бога и любить ближнего — вот способы, как мы можем собирать «имущество» на Небесах. И не то что имение, а сокровище, как говорит Иисус в другом месте Евангелия. Это те наши земные дела, которые отвечают двум критериям — любви к Богу и любви к ближнему.

Таким же образом мы можем потерять свое сокровище на Небесах. Если мы поступаем против любви к Богу и против любви к ближнему. Мы как будто отдаляемся от благодати Божией. Не потому, что Бог хочет нас наказывать. Но потому, что мы сами своими грехами отдаляемся от Бога.

Иисус нас призывает смотреть трезвым взглядом на свою жизнь. Не важно, как мы себя определяем — богатыми или бедными. Все это очень относительно. Всегда найдем и богаче себя, и беднее. Вторых всегда намного больше.

Говорят «счастье не в деньгах». Если посмотреть на людей, которые выиграли крупную сумму в лотерею, то больше половины из них потратили этот выигрыш без толку и остались с чем были. А то и хуже. Многие из них говорят, что лучше бы и не выигрывали совсем. Очевидно человеку с богатством нелегко.

Возможно, вы сейчас думаете, что если бы было много денег, то как-нибудь справились бы. Всегда помните о том, что говорит Иисус: «Не можете служить Богу и маммоне». Если мы призваны любить Бога и любить ближнего, если мы стараемся таким образом собирать себе сокровище на Небесах, тогда мы должны искать, каким справедливым образом мы можем использовать то, что мы имеем здесь на земле. Конечно, последний «расчет» будет в конце нашей жизни.

И еще один очень важный момент. Иисус указывает на то, что другие примут нас в вечные обители. То есть, мы не можем, как единоборец, добиться для себя Царствия Божьего. Мы не можем себе приобретать это Царствие Божье. Другие будут нас принимать на Небо, в вечные обители. Опять указание на то, что, как мы здесь относимся к ближним, таким образом нас и будут принимать на Небо. Свет Евангелия преображает неверного управителя в верного и мудрого и приобщает славе Господа. Благами следует распоряжаться согласно их природе: обращаться с ними, как с дарами. Мы поняли, что делать: земные блага – Божий дар, которым нужно делиться с братьями.

О. Николай Войтехович



15 сентября 2013 года – 24 рядовое воскресенье


Лк 15, 1-32

«В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовёт друзей и соседей, и скажет им: «порадуйтесь со мною; я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? А найдя, созовёт подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Ещё сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся».


Возлюбленные братья и сестры! Сегодняшняя Евангелия о пропавшей овце. Пропавшая. Сравнение Бога с пастухом рождается в среде кочевников, а народ Израилев долгое время занимался скотоводством. В образе пастуха прослеживаются, в первую очередь, два аспекта. Пастух властвует над стадом, ведет его, куда хочет, но и несет ответственность за стадо, привязывается к своим овцам и страдает, когда они теряются. В Новом Завете Иисус больше настаивает на втором аспекте, хочет снова вести Свой народ. Хотя Израиль сбился с пути, он не должен бояться вернуться к Богу. Современному миру Евангелие говорит то же самое: не бойтесь вернуться. Никто не потерян безвозвратно, пока сохраняет, отношения с Богом.

Три притчи говорит Иисус фарисеям, ученикам, всем, кто Его слушает. Фарисеи роптали, что Иисус слишком много времени проводит с грешниками, с мытарями. И слишком мало времени проводит с фарисеями. То есть, с людьми набожными, праведными. И как раз к ним Иисус обращает эти притчи.

Полностью переложить тогдашнюю ситуацию на сегодняшние дни, наверное, невозможно. Но все-таки, время от времени, и мы можем начать поступать, как эти фарисеи. Есть такая опасность. Мы считаем себя неплохими, и даже хорошими людьми. Мы ходим в церковь, молимся, принимаем Таинства. Мы вполне достойные люди, верующие католики. Но мы же сами знаем, как далеко мы от того уровня, которого могли бы достигнуть.

Но Иисус не сравнивает фарисеев и грешников. Он не говорит о каком-то определенном уровне, которого надо было бы достигнуть. Он не говорит что-то вроде «смотрите на них, учитесь у них» или напротив «не поступайте, как они». Иисус никогда в Евангелии не сравнивает одного человека с другим. У Иисуса всегда есть индивидуальный подход к каждому человеку. Единственная сравнительная шкала, которую Иисус нам предлагает, и мы слышали это в сегодняшнем Евангелии очень ясно, это милосердие Божие. В трех притчах Иисус говорит нам, насколько Бог милосерден.

Думаю, через эти притчи мы достаточно быстро можем определить, где наше место. Где место Бога. Блудный сын был еще очень далеко, когда отец его уже увидел и вышел навстречу. Это уже не человеческая справедливость. Среди людей очень часто бывает так, что действуют правила Ветхого Завета – «око за око, зуб за зуб». Здесь Иисус проповедует совершенно иную систему справедливости. Люди должны выйти друг другу навстречу. Люди должны относиться друг к другу с пониманием и прощением. Давая пример милосердия Бога, Иисус призывает нас стать милосердными.

Сколько раз бывает такое, что мы чувствуем здесь в храме благодать Божию. Когда принимаем Таинства, когда молимся или когда слушаем Слово Божие. А за порогом храма начинается как будто другая жизнь. Это то, где мы находимся шесть полных дней и двадцать два часа. Там действуют другие правила, там суровый климат, власть денег и так далее.

Иисус не проводит границу между тем временем, что мы проводим с Богом и тем, в котором как будто живем где-то далеко. То, что Иисус говорит нам в храме, мы должны нести в мир. И если сегодня Иисус говорит нам о милосердии Божием, то и мы можем стать свидетелями милосердия Божия. Через наши дела, наши поступки. Которые могли бы быть более милосердными. Примеров очень много. У всех нас разная жизненная ситуация. Поэтому сложно назвать что-то общее для всех. Но будь это даже обычная поездка в транспорте или поход в магазин, везде мы можем проявить чуть больше терпения, которого нам так часто не хватает.

Бог терпит все наши дела. Бог нас не ругает и наказывает нас за то, что мы часто поступаем достаточно дурно. Бог терпит все это и милосердно принимает нас вновь и вновь. Одаривая нас Своей благодатью. Мы должны стать свидетелями этой благодати, этого милосердия в мире. Не только, когда мы собираемся в храме, чтобы вместе молиться, слушать Слово Божие и совершать Таинства. Но еще более, когда мы уходим из храма. Пусть наше посещение церкви станет своеобразной «заправкой», где мы можем наполнить себя благодатью Божией. Чтобы нам ее хватило, по крайней мере, до следующего воскресенья. Не для того, чтобы мы обладали этой благодатью. Но для того, чтобы мы могли делиться ей.

Может быть кто-то думает: «ну, я особо не чувствую здесь какую-то благодать». Но мы верим в благодать Божию. Благодать Божия не зависит от того, ощущаем мы что-то или нет. Как и присутствие Божие в моей жизни не зависит от того, сознаю ли я это в каждый момент своей жизни. Действие Святого Духа не зависит от постоянного осознания того, что сейчас нас ведет Дух Святой.

Но очень стоит время от времени напоминать себе, что мы не одиноки в этом мире. Что мы не только на свои силы можем рассчитывать. Бог всегда нас поддерживает. Тем более, когда мы собираемся творить добрые дела. Бог всегда с нами. Его благодать всегда нас окружает. От нас зависит, как часто или редко мы вспоминаем об этом. В том числе для того, чтобы поблагодарить за благодать, которую Он нам дает. «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы»( 1 Пет 5, 4).

О. Николай Войтехович


<<< Назад

Проповеди 30.06.2013 - 18.08.2013