Приветствую Вас Гость!
Четверг, 18.04.2024, 08:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню

Полезные ссылки

Поиск по сайту

Архив записей

Polski

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ближайшие даты

Католические праздники

Проповеди 14.04.2013 - 05.05.2013

5 мая 2013 года - Шестое воскресение Пасхи


Ин 14, 23-29 

"В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и мы придём к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня. И вот Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется."

Возлюбленные Братья и Сестры, сегодня в Евангелии мы слышали слова Иисуса: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и мы придём к нему и обитель у него сотворим. «Спустя двадцать веков, учение Иисуса Христа продолжает оставаться заветом новым – ибо до сих пор ему следуют очень немногие. Остальные же – то есть большинство, - предпочитали и предпочитают "не понимать”. Их эгоизм нашептывает им постоянно: "Зачем усложнять себе жизнь? Своих проблем хватает!”

Такая позиция недостойна христианина. Если мы истинно исповедуем нашу веру, если мы в самом деле стремимся точно ступать по следам, оставленным на этой земле стопами Христа, то для нас недостаточно всего лишь не желать другим тех печалей и забот, которых мы не желаем себе. Конечно, и это уже немало – но в то же время и бесконечно мало, если мы поймем, что мерой нашей любви должна быть Любовь Христова. Это не отдаленная цель, не венец всей жизни христианина, проведенной в борьбе; нет, это отправная точка, необходимое условие – ибо сам Господь делает Любовь отличительным признаком своих ближних: по тому узнают, что вы Мои ученики…».

Стандартом христианской любви поэтому является Иисус, а не я. Потому что, даже если я люблю другого, как самого себя, все-таки моя любовь к себе, вполне возможно, является корыстной, эгоистичной в худшем случае или в лучшем случае несовершенной. Стандарт любви только Один Господь, Который полностью отдал себя для нас в жизни и в смерти.

Святой Василий Великий написал: «Господь не требует от своих учеников небывалых чудес в доказательство верности – хотя Он и наделил их властью совершать чудеса в Святом Духе. Что же Он говорит им? "Узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”».

Люби врага своего, не плати злом за зло, откажись от мести, прощай без злопамятства – все это считалось тогда, как считается и сейчас поведением необычным. Христос хотел научить нас великой Любви, которая искреннее, сильнее, благородней того, что люди привыкли называть любовью.

«Христос призывает нас делать как Он: принимать другого безоговорочно, даже если он принадлежит к другой культуре, религии или нации. Дать ему место, уважать его, быть добрым к нему – все это делает человечество богаче и сильнее в мире Господнем».

«Если мы не любим друг друга по-настоящему, если между нами возможны раздоры, сплетни – то кого привлечет наша жизнь?»

«Это очень легко и модно – утверждать, что ты любишь всех, верующих и неверующих. Но если некто на словах полон любви ко всему человечеству, а на деле обижает своих собратьев по вере, то я сомневаюсь, что в его поведении есть что-нибудь еще кроме лицемерного пустозвонства».

Поэтому как мы относимся к нашим ближним – это самый надежный критерий нашей действительной принадлежности Иисусу. Степень нашего единства с Ним прямо пропорциональна нашей снисходительности по отношению к другим людям и готовности им служить. «Да любите друг друга», для людей, которых засасывает рутина эгоизма, эта заповедь еще и сегодня может стать подлинным открытием.

Мать Тереза написала: «Чтобы быть подлинной, любовь должна быть прежде всего любовью к ближнему. Мы должны любить тех, кто к нам ближе всего, в нашем собственном доме. А уж оттуда любовь распространится на тех, кто в ней нуждается. Нетрудно любить тех, кто живет на другом конце света и гораздо труднее – тех, кто живет рядом с нами».

Да поможет нам Дева Мария, любить и любить по-настоящему, Она, как и Её Сын, любит, молчит, прощает. В этом – сила любви.

Заканчиваю словами Матери Терезы: «Господи, даруй мне силы утешать, а не искать утешения; понимать, а не искать понимания; любить, а не искать любви; ибо забывая о себе – находим себя, прощая – обретаем прощение и умирая – пробуждаемся к жизни вечной».

И по вере нашей и по свидетельству многих людей, которые жили последние две тысячи лет, – которые как раз таким образом старались строить свои жизни, – мы знаем, что если получается каждый час, каждую минуту чуть-чуть больше познать Бога и Христа, тогда жизнь наша идет лучшим путем. А малыми познаниями строится вечная жизнь для нас. Куда мы все идем общими усилиями. Идти нам всем придется одинаково, у нас есть сопровождающие, проводник, который нас провожает на пути к Богу, который хочет быть внутри нас, вокруг нас, который способствует всем нашим благим намерениям, который поможет нам, чтоб мы познали Бога и Христа. И таким образом наследовали жизнь вечную.

«Любить – значит желать кому-либо добра» (Фома Аквинский - Сумма теологии). Все другие чувства берут начало в этом первозданном движении человеческого сердца к добру. Любимо только добро (св. Августин) «Страсти дурны, если дурна любовь, и хороши, если она хороша» (св. Августин) (Катехизис Католической Церкви № 1766).


Рекомендую вам, возлюбленные братья и сестры, прочитать книгу "7 глава" Августина Пеляновского, это своего рода Молитва о внутреннем исцелении.

Скачать книгу вы можете здесь.

О.Николай Войтехович


28 апреля 2013 года - Пятое воскресение Пасхи


Ин 13, 31-33a. 34-35 

"Когда Иуда вышел из горницы, Иисус сказал: Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём. Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою."

Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы услышим слова: "Ныне прославится Сын человеческий и Бог в нем". Что же нужно делать, чтобы иметь библейскую веру? Где находится источник веры? Вера составляет фундаментальный опыт каждого христианина. Этот опыт настолько фундаментален, что синонимом слова "христианин" является слово "верующий". Многие люди понимают веру ошибочно. На вопрос "Ты верующий?" многие утвердительно отвечают «да», подразумевая, на самом деле, только "Верю, что Бог существует".

Это, возможно, какой-то элемент веры, но далеко не библейская истина. Ибо убеждение, что кто-то существует, само по себе не формирует взаимоотношений с данной личностью, тогда как в библейском понимании вера — это переживание взаимоотношений.

Иисус пришел в этот мир прославить Бога. Когда Иисус говорит слова о прославлении? Когда Иуда вышел из горницы. Куда он пошел? Он пошел предать Иисуса. И Иисус говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий». После этого была страшная молитва Иисуса в Гефсиманском саду. Потом схватили Его. Потом осудили Его. Потом был крестный путь и распятие. Но такая страшная смерть разве есть прославление? Наоборот, она кажется большим унижением. Но Иисус то страшное, что люди сделали Ему, превращает в благодать. Иисус был послушен Отцу до смерти и смерти крестной. Поэтому Его страдания и смерть служили прославлению Бога.

Возлюбленные братья и сестры! Говорят, что Бог сотворил человека во славу Божию. Говорят, что человек — это слава Божия. Не человек-атеист, но такой человек, каким Бог его сотворил в самом начале. Через грехопадение человек старается занять место Божие. Он хочет хвалить себя и прославлять себя. Собирает свои богатства и достижения, чтобы показать: я высший.

Иисус пришел для того, чтобы мы, люди, опять могли прославлять Бога. Как нам это сделать? На каждой Мессе мы произносим «Слава в вышних Богу!». Когда мы прославляем Бога, мы обретаем наше человеческое достоинство. Сами по себе мы теряемся и гибнем в своих грехах. И только через прославление мы узнаем, что мы дети Божии. Мы сотворены, чтобы прославлять Бога. Это наша цель. И каждое воскресенье мы собираемся вместе, чтобы прославить Бога.

Потом Иисус дает новую заповедь: «Любите друг друга». Там, где люди любят друг друга, Иисус находится между ними. Это есть прославление Бога через людей. Где бы мы ни жили, если будет любовь между нами и Бог среди нас, это и будет прославлением Бога. Чтобы люди видели вашу любовь и ваши добрые дела и прославляли Бога. Мы не ищем нашей славы, мы ищем славы Божией. Поэтому мы стараемся, чтобы наша жизнь была, как жизнь Иисуса, прославлением Бога.

Новый Завет неоднократно говорит об этом аспекте христианской жизни. В Послании к Римлянам написано: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8: 16-18).

1 Петр 5:10: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми».

Если кто-то хочет стать христианином в полном смысле этого слова, то необходимо страдать и участвовать в страданиях Христа. В первую очередь, надо понять, что здесь речь не идет о болезни, о трагедиях, о несчастьях. В этих словах не говорится о том, чтобы верующие били себя, голодали или иным образом страдали ради Христа.

Первый способ участвовать в страданиях Христа открывается в Евангелии от Матфея. Мф. 5:10-12: "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас".

Верующий страдает, когда проповедует Евангелие в ситуации недружеской или когда хочет исповедовать свою веру там, где это запрещено. Даже в 21-м веке есть страны и общества, где произношение и проповедование Имени Иисусова наказывается.

Есть ещё другие способы участвовать в страданиях Христа.

"За это они пребывают ныне перед престолом Бога, и служат Ему день и ночь в храме Его". Обрати внимание: они пред самым престолом Бога! И постоянно пребывают пред Ним. Иными словами, они ближе всего к Богу на небесах, в месте средоточия счастья.

Почему? Потому что они пережили несчастия и скорбь. И — великую скорбь: сильное страдание, угнетенность, боль, позор, нищету, от них отворачивались люди, им доводилось плакать, бояться, пройти через преследования, вытерпеть избиения, ими помыкали, их проклинали, ими манипулировали, их свободу ограничивали, им приходилось горевать.

Например, в семьях из-за одного члена семьи страдают все. Когда кто-то болеет, то переживают все, когда кто-то не хочет учиться, пьет и хулиганит, дерется, то все члены семьи страдают. Из-за одного вся семья страдает.

Вот и Христос страдает из-за греха одного. И кто такой Христос сегодня? Это Церковь — Тело Христа. Весь организм страдает потому, что крещенные члены согрешают, выбирают грех, обнимают грех, живут в грехе.

Апостол Павел хочет всем сердцем, душой и телом участвовать в этом страдании. Он не безразличен к греховному образу других Христиан. Не достаточно, что он стремится к святости, тогда как тысячи крещенных выбирают грех. Христос страдал из-за греха не только в прошлом, но и страдает сегодня Он страдает, когда один из Его братьев или сестер выбирают грех. Почувствуете ли вы эту боль? Или вам без разницы, кто грешит, а кто нет? Если мы хотим познать Христа, то и мы должны участвовать в Его страданиях.

Участвовать в страданиях Иисуса обозначает, что я ежедневно выбираю Его, а не себя. Т. е. я поступаю против себя. Хочу отдыхать по воскресеньям, но я поступаю против своего желания и выбираю Бога, и говорю: "Нет не буду спать, но пойду на мессу, потому что так хочет Господь". Мне неудобно, но я выбираю это неудобство ради любви к Нему.

Христианин страдает, когда живет по образу Христа. Жить по образу Христа не значит, что я продаю свой дом или хожу по улицам, как бомж. Жизнь Иисуса — это жизнь прощения. Иисус простил всех, кто пришел к нему. Даже простил тех, кто не просил Его о прощении, как та женщина, о которой говорится в Евангелии (Ин. 8:1-11). Её привели люди и хотели, чтоб Господь приговорил её к смерти. А Иисус прощает её и всех остальных.

Прощение — это не простые слова. Прощение — это жизнь и смерть Иисуса на Кресте. Прощение стоило Иисусу дорого. Если мы хотим познать Христа, участвуя в Его страданиях, то мы должны принять прощение как правило жизни.

Как прощение действует? Если бросить в стену мяч, то он от неё отскочит. Когда человек отказывается кого-то простить, то гнев, ярость, зло отскакивают от него и начинают наносить раны ещё большему количеству людей. Но представьте себе, что стена мягкая. Тогда мяч после удара об стену упадет рядом и не отскочит. Или если в стену, которую только что построили и цемент на ней всё еще свежий, влажный и мягкий, бросить мяч, то этот мяч останется в стене. Стена будет как бы раненая. Вот как выглядит человек, который прощает всех, кто его обидел, поранил, унизил, обманул. Раны остаются, но он не платит тем же. Иисус даже после Своего воскресенья из мертвых имел раны.

Иисус страдал, потому что простил всех. Участвовать в страданиях Христа означает, что и мы прощаем всех. Не даем ранам, обидам и прочему злу отскакивать от нас.

Да поможет нам Дух Святой жить по правилам Иисуса, и, таким образом, познать Его, и достигнуть воскресения мертвых. (Фил. 3:8-14).

Мы должны подумать, как мы любим Бога. Иисус жаждет нашей любви. Мы имеем такое представление о Боге: Он велик, всемогущ, Ему нет дела до нашей любви. Но Иисус принял человеческое сердце. Он знает, как в нашем сердце зарождается любовь, как сердце жаждет любви. Будь то сердце старика, который живет один и жаждет любви детей и внуков, которых не видел уже много лет; будь то сердце супругов, которые жаждут любви друг друга и страдают из-за охлаждения в отношениях… Точно так же и Бог, ставший человеком. Он жаждет нашей любви. Потому что и Сам любил нас безгранично. Каждый, кто любит, жаждет быть и любимым. Так и Иисус.

Дорогие братья и сестры! Иисус оставил нам Свое тело. Он хочет, чтобы мы не просто любили Его, но и показывали это. Он ждет, чтобы мы посетили Его. Он всегда ждет нас в Святых Дарах. Тело Иисуса — это и есть наша Церковь. И в этой Церкви мы тоже можем показать нашу любовь, заботясь о своей общине и каждом прихожанине. Религия — это не личное дело каждого. Если мы Тело Иисуса, то нам небезразлична судьба тех, кто отошел от веры, кто испытывает трудности, кто, может быть, погибает. Мы должны заботиться даже о тех, которые ушли от нас. Ведь, то, что «вы сделали (...) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40).

Дорогие братья и сестры! Иисус хочет, чтобы Его любили. Ему очень нужна наша любовь. Он страдает без нашей любви и скучает по нам. Недавно мы праздновали торжество Святейшего Сердца Иисуса. Он показывает нам Свое пронзенное сердце, отданное ради нас. Он призывает нас к Себе и за Собой: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11, 29).

Сколько обманутых, преданных, разочарованных душ ищет защиты у единственного Царя и Владыки — Христа… Многих предали даже их родные братья и сестры. А скольких не заметили, сколькими пренебрегли, скольких унизили… Но они именно благодаря этому поняли, что их настоящий брат — Иисус Христос.

Родители очень стараются, чтобы их дети получили хорошее образование. Это, можно сказать, образование головы. Но образование сердца намного важнее. Это образование сердца дает нам Иисус. Когда мы встречаемся с Ним, даем Ему свое сердце, чтобы Он преобразил его по образу Сердца Своего. Чтобы мы стали способны вместить Его любовь и любить сами, став солью земли и светом всему миру. Чтобы через нас в этот мир входило милосердие Божие. Чтобы явилось всему миру Царство Божией любви. Потому что весь мир ждет любви Божией. И каждый человек жаждет любви.

О. Николай Войтехович


21 апреля 2013 года - Четвёртое воскресение Пасхи


Ин 10, 27-30 

"В то время: Иисус сказал: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно."  

Сегодня в Евангелии мы услышали, что Иисус говорит о себе: Я есмь пастырь добрый; и знаю овец Моих, и Мои знают Меня. "Знать" означает то же, что и "любить".

Выражение пастырь использовалось еще в Ветхом Завете. Когда мы читаем псалом — узнаём, что Давид пас стадо своего отца и знал, что добрый пастырь дает отдых овцам на злачных пажитях и ведет ихк водам тихим. 

О втором признаке истинного пастыря Господь говорит: «Я знаю Моих овец, и Мои овцы знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин 10, 14-15). Этими словами Господь раскрывает отношение человека к Отцу, поскольку люди, в конце концов, принадлежат Отцу через Сына и ищут Его через Сына. Когда они замечают, что кто-то говорит только от своего имени, привлекая внимание лишь к себе, то понимают, что он — не то, чего они ищут. И напротив,повсюду, где в ком-то звучит другой голос — голос Творца, голос Отца, — там открывается дверь тех отношений, к которым стремится человек.

Так же должно быть и в нашем случае. Мы должны переживать отношения со Христом, а через Него — с Отцом, прежде всего в глубине души. Только так мы сможем по‑настоящему понимать людей, а они поймут, что мы говорим не от себя и не о себе, что они нашли тот голос, который искали — голос истинного пастыря. Естественно, важно понимать это «знание» в библейском смысле: невозможно правильно понять другого без любви, без духовной связи, без глубокого принятия ближнего. Знание всегда должно быть знанием сердца. Иисус говорит свою притчу людям, из которых не все имели свой скот. Но, по крайней мере, в общем сознании сразу было понятно, что Иисус хочет сказать. Образы, которые Он использует, не требуют особых объяснений. Каждый понимает, что пастырь — это тот, кто дает знать, куда идти овцам. Руководитель, который указывает, куда надо идти и что надо делать.

Может быть, нам подобного рода сравнения труднее отнести к себе, потому что мы иногда чувствуем себя в некотором роде баранами в стаде. То есть мы не играем особую роль в жизни. Но как раз об этом речь и не идет. Речь идет об Иисусе, Который хочет собрать своих. Он хочет, чтобы им было хорошо, Он — добрый пастырь.

Есть и другие места в Евангелие, где говорится о том, что Иисус — это Тот, в Котором мы можем найти жизнь. Иисус Сам говорит о том, что Он добрый пастырь, который положит душу свою за своих овец. Настолько Он старается, хочет добра своим овцам, настолько глубока Его забота! Естественно, священник, пастырь душ, должен прежде всего заботиться о тех, кто верует и живет с Церковью, которые ищут в ней путь жизни и которые составляют Церковь и, таким образом, вместе созидают и поддерживают также и священника. Тем не менее, мы должны вновь и вновь — как говорит Господь — идти «по дорогам и вдоль изгородей» (Лк 14, 23), чтобы передать приглашение Бога на Его пир также и тем людям, которые о Нем еще ничего не слышали, либо тем, чье сердце не было ещё Им тронуто. Служение единству имеет множество форм. Пастырь собирает овец.

Нам сейчас может казаться, что нас мало. Может быть, мы чувствуем себя рассеянными, потерянными. В нашем городе искренне верующих очень мало, а католиков еще меньше. Может возникать такое ощущение, что мы как будто брошенные.

 «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10, 16). Проявляется связь между Крестом и единством: единство достигается ценой Креста. Миссия Иисуса касается всего человечества, поэтому на Церковь возложена ответственность за все человечество, чтобы оно признало Бога, того Бога, который ради всех нас стал в Иисусе Христе человеком, страдал, умер и воскрес. Церковь не может уединиться, удобно устроившись в собственных пределах

Невозможно правильно понять другого без любви, без духовной связи, без глубокого принятия ближнего. Знание всегда должно быть знанием сердца.

Иисус как добрый пастырь хочет нас собрать, Он хочет нам сказать: «Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком». И речь идет не о материальном избытке, не о богатстве. Скорее, имеется в виду духовная составляющая нашей жизни: чтобы не было духовного недостатка, чтобы мы всегда могли черпать из источника жизни вечной, которым является Сам Иисус. Чтобы мы шли туда, куда Иисус хочет нас вести.

Обычно пастырь призывает. Так и Иисус. Он нас привлекает к себе. Он нас зовет. И ждет нашего ответа на этот призыв. Но с овцами бывает по-разному. Бывает, какая-то овца потеряется, какая-то идет своим путем. Но даже и тогда Добрый Пастырь, как ни удивительно, ищет потерявшуюся овцу, ходит за ней для того, чтобы возвратить. Забота этого Доброго Пастыря о нас такова, что мы можем чувствовать себя в безопасности, когда доверим себя ей. Если мы отходим от этой заботы, если мы считаем, что в определенных вопросах нашей жизни мы сами можем принимать решения, что мы не всегда должны выполнять чьи-то указания, то мы отходим от заботы Доброго Пастыря. И мы сами по своей воле теряем способность принимать благодать, к которой нас призывает Бог, к которой нужно стремиться.

Время от времени нужно остановиться. Лучше всего в тишине, так как в тишине мы можем услышать голос Иисуса. В тишине мы лучше можем отличить голос нашего Доброго Пастыря от многих других звуков, которые нас окружают, которые отвлекают нас.

Наша жизнь — это то, куда Иисус хочет нас вести. Если говорит о жизни, то мы ее имеем, и имеем с избытком. И речь идет не только о духовных дарах в этой жизни, о полноте жизни на земле, но и о жизни вечной, которая нас всех ждет в конце, если мы будем следовать за голосом Доброго Пастыря. О жизни, которая не заканчивается, когда человек умирает. О жизни, которая только начинается, когда Иисус воскресит нас.

Итак, следуя за нашим Добрым Пастырем, мы можем быть уверены, что Иисус ведет нас не в каком-то ложном направлении. Но Он ведет нас к нашей жизни, которая есть жизнь с избытком. Жизнь без ограничений, страха, без испытаний. Жизнь вместе в Богом,

Но пока мы на земле нам бывает очень трудно «настроить наши уши» так, чтобы слышать голос, который зовет нас к Богу. Необходимо прислушиваться, чтобы всегда быть в состоянии услышать голос Иисуса, голос, который нас призывает. Для христиан этот образ со всей его простотой стал образом Того, Кто отправляется искать заблудшую овечку — человечество; образом Того, Кто идет за нами вплоть до наших пустынь одиночества и растерянности; образом Того, Кто взял на Свои плечи заблудшую овечку, то есть человечество, и несет ее домой. Этот образ стал символом истинного Пастыря, Иисуса Христа. Ему мы себя вверяем. 

О. Николай Войтехович


14 апреля 2013 года - Третье воскресение Пасхи


Ин 21, 1-19

"В то время: Опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Пётр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Пётр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нём лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Пётр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь. Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своём из мёртвых. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною."


На ближайшее воскресение Святая Матерь Церковь предлагает нам очень интересный и важный текст Евангелия от Иоанна. Апостолы после воскресения Спасителя, послушные Его наказу, приходят в Галилею, в свои родные края. Все вокруг знакомо. Здесь прошла большая часть их жизни. Здесь они встретили Учителя, который кардинально изменил их жизнь. Их души переполняют воспоминания, чувства, мысли… Вся их жизнь разделилась на две неравные части: жизнь до встречи с Иисусом и после встречи с Ним. Три года они ходили по Иудее, три года слушали проповеди, разговаривали на важные темы, были свидетелями необыкновенных событий, на их глазах совершались чудеса. Апостолы пережили страх смерти, когда Спаситель был арестован и распят. Его смерть казалась гибелью значимой части и их жизни. Наконец, радость Воскресения и возрождение надежды.

Однако, несмотря на то, что ученики знали о Воскресении Иисуса, встретились с Ним, все-таки они не очень представляли себе, что же дальше. Иисуса уже не было рядом с ними все время, чтобы направлять каждый их шаг, каждый поступок. Он велел им идти в Галилею, но не сказал, что они там должны делать.

И кажется, от этой потерянности Петр решает заняться тем, чем занимался до своего призвания, о чем ему напоминало само место: озеро Галилейское. «Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» (Ин 21:3).

В жизни апостолов уже была подобная ситуация. В самом начале их знакомства с Иисусом (Ср. Лк 5: 1-11). Кажется, ученики вновь стоят у начала нового пути. Снова безрезультатный труд всю ночь. Но на рассвете, на берегу появляется Незнакомец и дает, даже не совет, приказ: «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин 21:6). И именно это событие становится знаком, по которому узнают Учителя ученики. Эта встреча становится моментом их вторичного призвания, подтверждения их статуса. Узнав в незнакомце Спасителя, ученики узнают и самих себя как апостолов. Больше уже они никогда не вернутся к старому занятию, полностью посветив себя ловле «человеков» для Господа.

Необходимо отметить, что причиной этого чудесного улова было не только вмешательство Господа, но и прежде всего послушание апостолов Слову Божьему. И именно это является главным уроком для нас в этом тексте.

Через крещение мы призваны самим Господом Богом к святости, к тому, чтобы быть Его детьми, христианами. Чаще всего в таинствах Евхаристии и Покаяния мы имели возможность встретиться с Иисусом Милосердным, любящим, жаждущим нашего счастья и спасения. И все-таки не редко наша жизнь похожа на жизнь язычника, который сам не знает кому, каким силам он служит. И в нашей жизни почему-то не происходят чудеса.

Тогда должен появиться вопрос: а есть ли послушание, послушание Слову Божьему? Наша Матерь Церковь с такой любовью и вниманием приготовила Его для нас в чтениях Божественной Литургии. Если возьмем себе за правило перед воскресной Мессой прочитать предложенный фрагмент и по возможности комментарий к нему, а после молитвы в церкви подумать над ним еще хотя бы немного, быть может, поговорить о запомнившихся словах дома в семье или с другом. Если во время вечерней молитвы посмотрим на самих себя, на прожитый день или неделю через призму Слова самого Бога, то это будет первый, но очень важный шаг к такому послушанию, благодаря которому Господь сможет в наших душах совершать настоящие чудеса.

И еще, после чудесного улова следует завтрак, приготовленный самим Спасителем, только потом Иисус просит их принести из рыб, которые поймали они. Это напоминает нам о том, что питаться Словом Божием необходимо, но совершенно естественным путем оно приводит нас ко Столу Евхаристическому, к алтарю, на котором сам Иисус жертвует нам свои Тело и Кровь!

Давайте от сегодняшнего дня, прямо сейчас, найдем в себе желание встретиться с Воскресшим Иисусом, который нас ждет там, где мы впервые с Ним встретились – в Церкви. Пожелаем услышать Его слово утешения, увидеть, что Его совсем не пугает и не смущает бесплодность наших собственных усилий. И даже если нам трудно будет Его узнать, не стоит отчаиваться, ученики тоже не сразу узнали Его, будьте уверены – Он сам даст нам знак своего присутствия.

О.Николай Войтехович


<<В начало

Проповеди 12.05.2013 - 23.06.2013