10 сентября 2017 г. - 23-е рядовое воскресенье
Иез 33, 7–9; Рим 13, 8–10; Мф 18, 15–20
Американский монах-тропист Томас Мертон выразил когда-то знаменитую фразу: „Никто не является одиноким островом”. Таким образом, он выразил истину, что мы не только живем в сообществе, но мы тоже несем друг за друга ответственность. В первом чтении Бог напоминает пророку Иезекиилю, а также и каждому из нас, что ответственность во имя любви к ближнему заключается не в снисходительности, но во внушении тех, кто грешит. А если – во имя превратно понимаемой толерантности – я позволю себе „закрывать глаза” и делать вид, что дело меня не касается, тогда я несу общую ответственность.
Это напоминание о нашей ответственности за других, связано с тем, что Бог очень дорожит каждым человеком, потому что каждый был выкуплен из рабства греха драгоценной Кровью Христа. Как сообщество паломников Церкви на земле мы принимаем Божью любовь. Она делает нас ответственными за наших ближних. В этом ключе следует рассматривать обязанность братского упоминания. Целью предупреждения должно быть привлечение ближнего не для личной дружбы, но и для сообщества, если бы грешащий брат был на пути к тому чтобы это сообщество покинуть. Не говорится в нем о демонстрации вины, о наказании, но о восстановлении брата, о помощи человеку. Просто о любви. Внушаю, потому что я забочусь о ком-то, я чувствую за него ответственность.
О каком внушении учит нас Господь Иисус? Показывает, что ближних, которые грешат, нужно упрекнуть, но сдержанно и тактично. Передаваемая правда должна идти рука об руку с любовью, как это делал Иисус. Грех будет разоблачен и проклят, но человек, который его совершает, должен быть понят, принят и защищен. Это вытекает из любви и ответственности. Тогда как же упрекнуть? Евангелие говорит, что сначала в четыре глаза, а если не прислушается, в присутствии свидетелей. А в случае особенного упорства и продолжительности зла – Иисус говорит, что дело необходимо сделать публичным, чтобы вся община донесла руководителю Церкви, чтобы он мог вернуть заблудшего брата на праведную дорогу. В случае неповиновения, Церковь имеет право исключить такого сознательного грешника из общины верующих. Но кающегося может снова допустить к участию в Церковной жизни.
Однако наиболее эффективным способом продемонстрировать ошибки являются поступки, а не слова. Речь идет не столько о наставлении господнем других, упрекании их ошибок, но указании, как следует действовать. Такие аргументы являются гораздо более эффективными, но требуют гораздо большего участия и усилий с нашей стороны. Однако, если речь идет о восстановлении брата – никакая цена не слишком высокая. Потому что „мера любви любовь без меры”. Бог хочет спасти каждого человека, через избегание зла и защиту перед ним собратьев. Учитывая это сознание, давайте спросим себя, как мы делаем замечания братьям, и как мы принимаем замечания от других? Приобретаем ли мы братьев делая им замечания, или же их теряем на уклонении от ответственности за них? Можем ли мы евангелизировать братьев, не принимающих замечаний? Молимся ли мы за них, чтобы они оставили путь, ведущий к „ожесточению сердца”? Пусть Евхаристия – хлеб, любви даст нам силы, чтобы мы жили любовью каждый день, пытаясь осуждать грех, но спасти человека, потому что „любовь не причиняет зла ближнему”.
2 февраля 2017 г. - Сретение Господне
Сегодня в евангелии, мы услышали прекрасные слова Симеона, прославляющего Бога и говорящего: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Симеон, благодаря вере, преисполненной надеждой, увидел немеркнущий Свет. Итак, мы смело можем назвать его человеком ожидания, человеком, открытым деянию Божьего Духа, человеком глубокой веры, надежды и доверия Богу.
Это он, глядя на ребёнка, которого принесли простые и убогие люди, увидел обещанного Богом через пророков Спасителя. Симеон возвещает, что Христос есть «свет к просвещению язычников и славу народа … Израиля». Потом сам Иисус скажет о Себе, что Он есть Свет миру, что Он путь, истина и жизнь.
Как в этот момент, когда мы держим в руках свечи, а Симеон прославляет Свет, которым является Иисус Христос, не обратить наш взор на Пасхальную ночь, когда в тёмный Храм мы вносим Пасхальную свечу – СВЕТ ХРИСТА! Когда с радостью славим Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, который за нас заплатил Отцу долг Адама и Своей Кровью изгладил наш грех. Когда радуемся освобождению от греховной тьмы и смерти, которую своим воскресением рассеял столп Света – наш Спаситель! Когда благодарим Отца за полученную во Христе новую жизнь, жизнь в Божьей благодати и общении святых!
Как в этот момент не вспомнить о крещении, когда мы получаем свечу и слышим слова: прими Свет Христа. Поддерживать этот Свет поручается Вам. Свет, «изгоняющий зло, смывающий вину, возвращающий падшим невинность, и унывающим радость…», Свет Жизни!
Продолжая затем свое пророчество, праведный старец обратился к Деве Марии и, указав Ей на Младенца, сказал: ''Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец''. Эти слова означали, что о Нем будут идти споры и рассуждения, что многие найдут в Нем для себя восстание и спасение, а многие – соблазн и гибель, как о камень разобьют свои мысли и усилия, так и не познав в Нем Бога. И Пресвятой Деве предстояло неоднократно уязвляться сердцем при виде страданий Своего Божественного Сына, особенно тогда, когда Она стояла у Креста Христова.
Устами старца Симеона в гимне: ''Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…'' – сказало последнее слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Симеона. Слова ''ныне отпускаешь…'' относятся не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано или поздно они коснутся нас всею своею сущностью. Поэтому очень важно помнить о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим перед Богом, хотя не всегда сознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью воле Божией.
Пусть нынешний праздник пришествия Христа в храм и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном ''ныне отпускаешь…'', и да будет для нас тогда мирной и радостной встреча со Христом Богом нашим, к Которому всегда должна стремиться христианская душа.
25 марта 2015 года – Благовещение Господне, Торжество
Лк 1, 26–38
"В то время: Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел."
Торжество Благовещения впервые начало праздноваться в Восточной Церкви в V веке. В Западной Церкви этот праздник был введен Папой Григорием Великим (+ 604).
-1-
Сегодняшний праздник Благовещения Господня напоминает нам об этом великом событии, с которого началась новая эра в истории человечества. Архангел Гавриил явился Марии, женщине из Назарета, чтобы провозгласить, что в ней исполнятся обещания, данные Господом пророкам, и ее Сын, воплотившийся от Святого Духа, будет Сыном Божьим. Тот факт, что этот праздник выпадает на время Великого поста, обозначает, что тайна Воплощения неразрывно связана с тайной смерти и воскресения Христа.
За девять месяцев до праздника Рождества мы переживаем в литургии торжество Благовещения Господня. Мы вспоминаем этот день и то великое событие, когда к покорной слуге Бога Всевышнего прибыл Архангел Гавриил со словами спасения: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою…Ибо ты обрела благодать у Бога и вот зачнешь во чреве и родишь Сына…И даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и царству Его не будет конца.»
Содержание сегодняшней литургии заставляет нас задуматься о многом.
Во-первых, исполняется обещание, данное Господом Богом в Ветхом Завете Ахазу, как мы слышали в первом чтении, что Господь спасет свой народ и пошлет на землю Спасителя, который будет рожден Девой и назван Еммануил, что значит: с нами Бог.
Во-вторых, само обращение Ангела к Марии словами «Благодатная» является уникальным – никогда в истории спасения Господь Бог не обращался с такими словами к женщине.
-2-
Титул "Благодатная" навсегда принадлежит Марии, которая навеки останется Приснодевой.
Следующее, что обращает наше внимание, то эта твердость и уверенность, с которой Мария ответила Ангелу «Да будет Мне по слову твоему». Несмотря на свою молодость и на то, что она не до конца поняла слова Ангела, она полностью уповала на Господа и поверила Ему.
Во втором чтении автор Послания к Евреям цитирует слова, которые относятся к Иисусу Христу:,, Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду исполнить волю Твою, Боже.”. Послание к Евреям содержит глубокую теологическую мысль – все жертвы Ветхого Завета были не напрасны, но недостаточны. Нужно было установить жертву нового закона, которая бы заменила прежнюю. Этой жертвой по воле Бога-Отца стал Иисус Христос. Жертвенные страдания и смерть Иисуса на кресте дополнили все жертвы Ветхого Завета. Она является наивысшей, потому что соединяет и дополняет жертвы людей Ветхого Завета и позволяет нам, людям 21 века, найти себя в этой неповторимой жертве Христа.
Сегодняшний праздник Благовещения Господня говорит нам, какое важное значение имело сказанное Марией слово «Да» ,,Fiat” в реализации спасительного замысла Господа Бога и воплощении Иисуса Этот праздник также особо подчеркивает святость повседневной жизни. Человеческая жизнь свята, потому что происходит от Бога, который свят. Всё, что в Боге берёт начало и к Богу стремится, обладает великим достоинством и ценностью. Прежде всего, это касается жизни человека, созданного по образу и подобию Божию.
Жизнь человека свята, потому что Бог её освятил и освящает. Об этом нам говорит тайна Благовещения: Бог стал человеком, освятил и начал жить человеческой жизнью с самого зачатия.
-3-
Архангел Гавриил говорит Марии: «Посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Иисус освятил нашу жизнь своей жизнью, смертью и воскресением. Св. Павел в «Послании к евреям» говорит: «Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа». Наконец, человеческая жизнь свята, потому что её предназначением является не уничтожение, но стремление к вечной жизни с Богом.
Нам надо, братья и сестры, дорогие родители, с уважением и благодарением относиться к человеческой жизни, от момента зачатия до смерти, и всегда выступать в ее защиту.
Возлюбленные участники этой Святой Евхаристии!
Пусть Евхаристия - пища бессмертия - укрепляет нас в нашем стремлении в паломничестве веры к дому Отца. Это путь нашего призвания человеческого и христианского.
Иисус Христос не побоялся сказать Отцу: «Вот, иду исполнить волю Твою». Мария тоже не побоялась ответить Господу Богу «Да» Fiat. Пускай и мы не убоимся каждый день говорить Иисусу Христу «Да» и исполнять Его и только Его волю.
Отдадим нашу жизнь Иисусу, победившему смерть, сделаем это через покровительство Марии, Матери Иисуса и всех живущих.
О.Кшиштоф Каролевски
1 февраля 2015 года – 4-е рядовое воскресенье
Мк 1, 21-28
"В Капернауме в субботу вошёл Иисус в синагогу и учил. И дивились Его учению; ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нём молва по всей окрестности в Галилее."
Нахождение Иисуса в Капернаумской синагоге в субботу было обычным событием. Также как мы в воскресенье идем в церковь, Иисус в субботу шел в синагогу - дом молитвы. Он взял с собой также первых учеников, чтобы они были свидетелями тому, что произойдет. И произошло что-то необычное. Иисус свое учение подтвердил чудом. Видимым и настоящим чудом, истинность которого никто не мог отрицать. Иисус изгнал злого духа из одержимого человека. Ничего подобного еще никто до этого не мог сделать. Святой Марк, описывая это событие, говорит:"И дивились Его учению; ибо Он учил их, как власть имеющий...". Это было какое-то удивительное учение, отличное от учения книжников. Оно описано как НОВОЕ УЧЕНИЕ С СИЛОЙ. Что это за новый источник учения и на что он опирается?
Ученики Иисуса не поняли до конца это учение в синагоге. Еще меньше его поняли фарисеи, хотя и были к этому больше всего готовы. Фарисеи знали пророчества Ветхого Завета, знали о Мессии, который должен был прийти, но никто из них не связал это с услышанным. Только один из присутствующих в синагоге сразу отреагировал на эту ситуацию. Это был одержимый сатаной человек. У него не было ни малейшего сомнения, что Иисус - Сын Божий, обещанный Мессия: "что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий."
Он познал Иисуса по Его учению - по учению, в основе которого сам Бог со своим авторитетом. Только Бог так может учить, и только Бог может делать такие вещи. Или тот, с кем есть Бог. Других возможностей нет. Следовательно, Иисус - Бог. Если говорит и действует Бог, Ему никто не может противостоять. Его слова нужно принять и открыть сердце, ибо это - ДУХ И ЖИЗНЬ.
Какое наше отношение к тому, что Бог нам говорит? Как мы принимаем Слово Божье, которое в Святом Писание? Насколько глубоко оно в нашем сердце? Не происходит ли так, что критикуем Божье Слово и сомневаемся в его значении? Может быть в нас есть сомнения, актуально ли это вообще в наши дни? Будем помнить о том, что Истина, которая открывается в Святом Писании, - вечна. Библия, которая написана за тысячи лет назад, всегда актуальна и действительна. Даже в наши дни она не потеряла ничего из своих ценностей, каждый день миллионы человек из нее получают силу. Это Божье Слово - неисчерпаемо!
11 января 2015 года – Крещение Господне. Праздник
Мк 1, 7-11
"В то время: Иоанн проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.."
Сегодня мы празднуем Крещение Христа. Крещение Иисуса начало Его проявление в мире и общественную миссию. Это также признак помазания Святого Духа, который должен был стать участием всех, кто окрещён в Его имя. Сын Божий в толпе грешников, в знак солидарности с ними, готов поделиться своей судьбoй. Благодаря Ему, те же грешники силой Духа становятся сыновьями и дочерьми Бога, подобно ему, освобожденные от зла.
Сегодняшний праздник является также откровением о Божественности Иисуса, особенно торжественным из-за прямого вмешательства неба. Пророчество Исаии о "Слуге Божьем", является предсказанием Мессии. Пророческое описание Исаии находит оправдание в историческом евангельском событии крещения Иисуса Христа. Тогда "разверзлись небеса и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, с неба вслух сказал:" Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение "(Лк 3: 21-22). Этого уже не говорит Пророк, от имени Бога, но сам Бог, и говорит это очень торжественно. Вся Святая Троица участвует в великом откровение на берегу Иордана: Бог Отец голосом из небес свидетельствует, что Иисус Христос это Его возлюбленный сын в котором Его благоволение, а Дух Святой сходит на Него как голубь.
Крещение Иисуса, является официальным возложением на Него миссии Спасителя. Отец и Святой Дух подтверждают Его личность, как Сына Божьего и представляют Его миру, чтобы мир принял Его миссию. Таким образом, история спасения во Христе происходит с участием всей Святой Троицы. Очень справедливо сегодняшняя литургия призывает нас хвалить Господа Бога, за то что Он себя нам благотворительно объявил. В сегодняшнем псалме мы славили Господа словами: "Воздайте Господу, сыны Божьи, Воздайте Господу славу имени Его, поклонитесь Господу в благолепном святилище Его».
Крещение Иоанна можно сравнить с мытьем посуды. Если вы хотите, чтобы она была чистой, то сначала необходимо выбросить содержимое, а затем её тщательно помыть. Так слушатели Иоанна исповедуя свои грехи выбрасывали содержимое своих сердец, а затем отправились в воду, чтобы их "умыть". Они выходили на берег Иордана с чистыми сердцами - но пустыми. Иоанн подготавливал сердца, чтобы заполнить их благодатью, но не имел права её предоставления.
Крещение как таинство, учрежденное Иисусом принципиально отличается от крещения Иоанном. Таинство не только очищает, но и наполняет сердце самим Богом. Сердце погружается в воду, в то же время и в Имени Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Человек уходит от купели, наполненным самой драгоценной реальностью, которой земля не имеет а также не рождает - самим Богом.
Иисус пришел к Иоанну с просьбой о крещении, хотя сам не имел грехов и не нуждался в очищении, так как был святым, но Он принял на себя грехи всего человечества. Принимая внешний вид крещения от Иоанна Он отправился на берег и был явно наполненным Святым Духом, чтобы отныне проливать Духа Божия всем людям, которые решили очистить свое сердце в таинстве крещения.
Многие католики считают, что таинство крещения или примирения это только очищение их сердца. Те чаще всего приходят к выводу, что если сердце не наполняется великими грехами, то нет никакой необходимости стремиться к его очищению. Во имя истины следует их рассматривать скорее как учеников Иоанна, а не Христа и не удивляться тому, что избегают Церкви.
Значение христианина не означает, что он имеет чистое сердце, а в том, что сердце является храмом, в котором обитает Бог. Самая красивая католическая церковь с пустым дарохранилищем (табернакулюм) является только архитектурным шедевром, и ничем больше. Только с Евхаристией становится зданием в котором живёт сам Бог, в полном Его присутствии. Похоже и человек после наполнения Духом Святым становится христианином в полном смысле этого слова. К этому следует добавить, что содержание наших сердец заполненных благодатью неизмеримо больше, чем сами. Кто умеет смотреть на крещёных глазами веры, тот будет иметь совершенно другое мнение о людях.
Крещение Иисуса отсылает нас к тайне нашего крещения. Крещение эта великий Божий дар. Крещение – это отдание себя Богу, в воду, как в раскрытые объятия Спасителя. Бог Отец, говорит о нас: это мой сын, моя дочь возлюбленная. Не живи как нищий, но прими вновь любовь Бога, которая может удовлетворить всю потребность любви, находящуюся внутри нас. Благодать крещения состоит в том, что мы становимся новым творением, детьми Божьими. Мы были погружены в смерть и воскресение Иисуса Христа, включены в общину Церкви, а также получили дар Святого Духа.
Подобно тому как Христос, после Его крещения в Иордане, был ведом Божьим Духом по пути исполнения его мессианской миссии, так и каждый из нас в крещенском омовении слышит призыв и получает призвание. Призвание возрастать в благодати божией. Чтобы всё больше места в себе предоставлять Святому Духу. Чтобы жить Богом и для Бога.
О. Кшиштоф Каролевски