Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.12.2024, 14:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню

Полезные ссылки

Поиск по сайту

Архив записей

Polski

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Ближайшие даты

Католические праздники

Проповеди 02.11.2014 - 04.01.2015

4 января 2015 года – 2-е Воскресенье после Рождества

Ин 1, 1-18

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил."

 

В одном замечательном григорианском рождественском антифоне поется: "на Рождество Господь дарует нам Своего Сына, небеса дарят Сыну звезду, земля дарит пещеру, волхвы дарят золото, ладан и смирну, а мы, род Евы, дарим самый драгоценный плод человечества - Деву Марию". Богородица является вершиной святости всех созданий, так как, по словам византийского песнопения, Она даже честнее херувимов и славнее без сравнения серафимов. Поэтому Она была наилучшим подарком, наилучшим плодом человечества, который мы могли подарить Господу. Если на Рождество мы обмениваемся подарками, хотелось бы думать, что это в знак и в воспоминание этого первоначального обмена подарками.

Однако этот обмен касается не только Марии. Богородица была первой, Она была как будто образом, иконой, предстоятельницей всего человечества. Этот обмен - это сам процесс нашего спасения, о котором говорит пролог Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово… и Слово стало плотью…чтобы дать тем, которые приняли Его, власть быть чадами Божиими" (Ин 1,1.12.14). Об этом говорит и рождественская Префация, т.е. первая часть Евхаристической молитвы, которую мы читаем в рождественский период. Можно сказать, что эта Префация в сжатом виде содержит все богословие нашего спасения. Она говорит, что через Христа "совершился чудесный обмен нас обновивший": "Когда Слово Твое приняло бренность нашу, человеческая смертность преобразилась в вечную славу: Твой Сын стал одним из нас, чтобы сделать нас бессмертными". Да, как говорят Святые Отцы, Бог стал человеком, для того чтобы человек был обожествлен; Бог воплотился, чтобы человек преобразился.

Сегодня этот обмен между Богом и человеком продолжается. На каждой Евхаристии на этом алтаре Бог воплощается, Он становится Телом и Кровью, чтобы мы стали членами Его Тела. Однако это преображение не происходит автоматически. Оно предполагает, чтобы мы, как Пресвятая Мария, подарили себя Богу, чтобы и мы подарили Богу наше тело и душу, нашу грусть и радость, наши желания и мечты, наших друзей и врагов, все человечество, все творение. Ибо Евхаристия - это не только дар Божий, который надо принимать. Евхаристия станет плодотворной только тогда, когда, отвечая на этот дар, мы отдадим Богу нашу жизнь, как Бог отдал нам Свою жизнь.

Вот духовный смысл рождественского обмена подарками. На самом деле это смысл нашей жизни: подарить себя Богу в ответ на Его великий дар: Самого Христа, умершего, воскресшего и царствующего во веки веков.

Сегодня Литургия Слова ещё раз говорит нам о Христе, живущем в реальности Твоей и моей жизни. Зачем? Наверное, за тем, чтобы в суете жизни мы не потерялись! Чтобы не проходили мимо Бога и Его даров: любви, истины, справедливости – благодати. Чтобы каждый день смогли открывать Его нежное присутствие и нашей жизни…

Наше призвание - это постоянный выбор Христа, в котором мы всё можем: ведь Он - наша сила и жизнь! Таков был выбор Марии, Иосифа, пастухов…

Он – свет, непобедимый никаким злом, рождающийся в человеческих сердцах и присутствующий в мире! «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» – говорит нам апостол Иоанн. Но тот же апостол говорит, что Христос «Пришёл к своим, и свои Его не приняли»… Пусть наше сердца в суете жизни открываются навстречу силе и благодати Христа рождённого, страдавшего, воскресшего и приходившего каждый день. Тогда Его свет будет в нас, и тьма не овладеет нами.

Празднуя рождество – мы празднуем то, что жизнь не может сломить тех, кто рожден от Бога. Мы имеем свет в любом тупике.

* При подготовке проповеди использованы материалы с сайтов katolik.ru и redemptorist.ru .

 

28 декабря 2014 года – Праздник Святого Семейства

Лк 2, 22-40

"Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём."

 

В первое воскресенье после торжества Рождества Христова Церковь почитает Святое Семейство из Назарета — образец семейной жизни для всех католических семей. В этот день мы просим Бога за наши семьи, дабы наполнила их благодать Святого Духа, дабы они были святыми и опирались на нерасторжимое таинство брака.

Назарет есть школа, в которой начинают постигать жизнь Иисусову, это – школа Евангелия. Здесь прежде всего мы учимся смотреть, слушать, размышлять и постигать глубокое и сокровенное значение сего весьма простого и столь прекрасного явления Сына Божия. Возможно, что мы также, совершенно неосознанно, учимся следовать за Ним.

Здесь дано нам совершенное разумение того, Кто есть Христос. Здесь мы постигаем необходимость размышления о том, что составляло обрамление пребывания Его посреди нас: местности, времена, обычаи, языки, навыки верований, одним словом, – всё, чем Он воспользовался, дабы явиться миру. Всё здесь проповедует, всё приобретает значение. Здесь, в этой школе, мы видим потребность духовного делания, необходимого жаждущим следовать за учением Евангелия и быть учениками Христовыми.

О, сколь горячо желали бы мы вновь возвратиться в лета детские, и пройти смиренную и возвышенную Назаретскую школу! Сколь желали бы мы, под присмотром Марии, учиться вновь истинному знанию о жизни и высшей премудрости законов Божиих! Но мы лишь приходим сюда. Нам надлежит оставить это желание, дабы здесь научаться разумению Евангелия, сего учения, никогда, собственно, не завершающегося.

И все же, прежде, нежели мы уйдем отсюда, следует нам спешно и как бы украдкой, усвоить себе некоторые краткие наставления Назарета.

Прежде всего – урок молчания. Да возродится в нас уважение к молчанию, сему прекрасному и незаменимому расположению духа. Сколь сие нам необходимо в нашей современной жизни, исполненной беспокойств и напряжённости, посреди этого смятения, шума и суеты. О назаретское молчание, научи нас сосредотачиваться и входить внутрь себя, открываться духновениям Божиим, и словам учителей истины, пошли нам потребность и понимание смысла приуготовления, учения, размышления, личной внутренней жизни и молитвы, которой Бог внемлет сокровенно.

Есть ещё и урок семейной жизни. Назарет да разъяснит нам, что есть семья, сия община любви, её суровая и простая красота, её святая и нерасторжимая природа. Да будем наставлены Назаретом, что семейное воспитание ценно и незаменимо, и что в делах общественных имеет оно первостепенное и неоценимое значение.

И, наконец, пример труда. О, Назарет, «дом Сына плотника», именно здесь мы хотели бы уразуметь и утвердить суровый и спасительный закон человеческого труда, возвратить сознание его ценности, напомнить, что труд сам по себе не может быть целью, но что его ценность и свобода, которую он приносит, скорее проистекают от достоинства цели, которой он служит, нежели из экономической выгоды, которую он даёт. Сколь желали бы мы отсюда приветствовать всех тружеников всего мира и явить им великий пример их Божественного Брата, пророка всех истинных прав их, – Христа, Господа нашего!

Здесь нельзя не вспомнить об особом даре благодати Божией для каждой семьи - таинстве брака. К сожалению, некоторые супруги относятся к нему как к магически действующему избавлению от семейных проблем, от эгоизма, зависти, всякого зла и предъявляют Богу претензии, если таинство не приносит ожидаемых ими результатов. Истина заключается в том, что Бог, действующий в этом таинстве, может сделать не только это, но гораздо больше. Таинство брака дает супругам благодать не один только раз, в день венчания, но каждый день, всю жизнь. Однако эту благодать нужно принимать сознательно. Нужно действительно пригласить Бога в свою семью, признать, что именно Он должен занимать самое важное место в жизни семьи и неустанно трудиться, сотрудничая с Его благодатью. Тогда перечисленные апостолом Павлом добродетели действительно вытеснят пороки, разбивающие нашу семейную жизнь.

Тайна Святого Семейства, тайна Назарета говорит нам о том, что полнота жизни, полнота любви доступна для всех. Она может дойти до самой заброшенной деревни, до самого безликого городского квартала. Ибо всегда и везде она зависит только от того, насколько наши сердца открыты Богу, насколько мы послушны Его воле. Ибо только Слово Божие, пребывающее в наших сердцах и преображающее нас, делает нашу жизнь яркой.

* При подготовке проповеди использованы фрагменты проповеди Папы Павла VI от 05/01/1964г.

 

30 ноября 2014 года – 1 воскресенье Адвента

Мк 13, 33-37

"В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время: подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте."

В католической Церкви празднику Рождества Христова предшествует четырёхнедельный период, называемый Адвентом (лат. Adventus- пришествие). Первое воскресенье Адвента - это начало нового литургического года.

Адвент делится на два календарных этапа:

  • первыйс первого воскресенья до 16 декабря, который посвящен размышлениям о грядущем втором пришествии Иисуса Христа;
  • второйс 17 до 24 декабря (новенна – 9 дней предпразднование Рождества), который является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящён воспоминанию первого пришествия Иисуса Христа в мир - Боговоплощения.

Во время Адвента мы готовимся к Рождеству и напоминаем себе о потройном пришествии Иисуса Христа.

Первое – это историческое рождение в Вифлееме.

Второе - второе пришествие Иисуса Христа в конце времени, и каждый из нас к этому времени должен подготовиться.

Третье - приход Иисуса сегодня в наше сердце.

За то, что не всегда Иисус Христос находит место в нашем сердце, попросим милосердного Бога о прощении всех наших прегрешений.

 

Дорогие братья и сёстры!

Как уже было сказано, мы вступили в новый литургический год, мы переживаем время Адвента, которое должно нас подготовить к празднику Рождества Иисуса Христа.

Перед Алтарем мы видим: роратную свечу, зелёный венок и четыре свечи. Хочу вам объяснить, что они обозначают, и о чем они должны напоминать нам во время Адвента.

Свеча роратная - это символ Девы Марии, который приводит людей к Христу- истинному Свету. Белая или синяя лента, которая опоясывает свечу, говорит нам о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии. Здесь свеча перед алтарем, она искусственная, но по традиции она должна быть из воска. Воск свечи подразумевает тело, фитиль - душу, пламя – свет Святого Духа в душе человека.

Адвентовый венок из зеленых веток в форме круга - символизирует нашу приходскую общину, которая в надежде и радости ожидает пришествие Иисуса Христа. Возле венка мы видим четыре свечи, которые символизируют четыре воскресения Адвента. Каждое воскресение зажигается одна из свеч:

  • первая свеча – это свеча мира,
  • вторая – веры,
  • третья – любви,
  • четвертая — надежды.

Значение всех элементов следующее: зелёные ветки – это жизнь и надежда, свечи – свет и свет Исходящий, т.е. Иисуса Христа, а форма венка, круг, - возвращение жизненного цикла.

Давайте задумаемся над сегодняшнем Евангелием. Иисус особо подчеркивает в нем о необходимости бодрствования: «чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими». Но чего же Иисус ждет от нас?

Мы должны ожидать в соответствии со значением литургического периода, в который сегодня вступаем: Адвент, время поклонения Христу, приходящему в нашу жизнь и в наш мир, от Его первого пришествия в ночь Рождества до окончательного славного пришествия в конце времен.

Адвент – это литания времен: Иисус пришел, Иисус придет снова, Иисус приходит.

Приходит сию минуту, туда где я сейчас нахожусь, к тому, чем я сейчас занят - в той мере, какой моё сердце способно распознавать Его способы приходить. Христианин постоянно «стоит на часах» , ожидая, что Господь придет лично к нему, но также внимателен к знакам времени и к тому, как мир движется к великому дню Пришествия; остаётся человеком, который всегда наготове.

В Священном Писании ночь – это символ земного мира, противоположность миру грядущему, который будет миром света. Слова о том, что мы должны бодрствовать ночью, обозначают, что всё наше существование здесь, на земле, проходит как бы в ночи. Это так, Иисус - свет для нас, Он пришёл, дабы мы жили во свете. «Кто следует за Мною – говорил Он – то не будет ходить во тьме» ( Ин 8, 12). Эта фраза – одно из прекраснейших и сильнейших выражений в Евангелии: Иисус вырывает нас из ночи. Но только, если мы за ним идём! И как раз, поэтому спать нам нельзя. Мы спим (в духовном смысле), когда постепенно утрачиваем наши христианские порывы. Прекрасно видим, что следовало бы вмешаться здесь, не дать себя втянуть там, но позволяем манипулировать собой, поддаёмся мимолётным взглядам, досужим разговорам, настроениям. Говорим себе: «люди молятся всё меньше, ну и я не буду». Но не пытаемся что-то с этим поделать. Думаем: «я должен активнее участвовать в жизни своего прихода». Или «я становлюсь эгоистом… вечно споры…». Но так и не возникает сколько-нибудь серьёзного желания изменить это. Понемногу свет Евангелия меркнет, гаснет, и мы живем во мраке, ( как все), как будто Христос никогда не приходил.

Как будто Он не приходит всё время!

Иисус приходит и призывает нас любить, помогать бороться за справедливость.

Он желает обновить нашу веру и полнее ею жить, щедро ею делиться.

Он один может дать нам силы перенести болезни.

Он один может сделать нашу старость «жизнью на подъёме».

Каждый Его приход - есть дар жизни. Именно поэтому Он так настаивает: « Бодрствуйте. Не спите, жизнь у вас только одна».

Евангельские слова последних недель становятся для нас, как бы репетицией Адвента. Стоит еще раз обратить на них внимание.

Притча о девушках, которые заботились о том, чтобы в их светильниках не иссякло масло; притча о талантах, которые есть у каждого из нас, и только мы определяем, как ими распорядиться, и притча о Царстве Божьем и его роли в нашем мире.

Я хочу пожелать всем вам, чтобы в ваших светильниках никогда не иссякало масло. То есть, чтобы в ваших сердцах всегда было достаточно любви, которой бы вы могли щедро делиться со своими ближними. И я желаю, чтобы эта любовь была куда важнее самых дорогих подарков и самых высоких поздравлений.

Это и значит бодрствовать.

Любите друг друга! И пусть ожидание рождения Младенца сделает нашу любовь искренней, горячей и настоящей!

О. Кшиштоф Каролевски

* При подготовке проповеди использованы материалы с сайта redemptorist.ru

 

16 ноября 2014 года – 33 рядовое воскресенье

 Мф 25, 14-30

"В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело, и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов, и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл и получивший один талант, и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот, тебе твоё». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим; и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"

Слушая притчу сегодняшнего Евангелия, мы бы могли подумать, что Иисус преподает урок, для тех, кто ведет свое дело, занимается бизнесом. Но Иисус говорит нам о чем-то другом - не об умении заниматься коммерцией, Он говорит нам о нашей духовной жизни. Если мы возьмем килограмм простого металла, то цена его будет небольшой. Но если мы сделаем из него что-то, например иголки, то цена его уже увеличится, а если сделаем какие-то детали для швейцарских часов, то цена килограмма этого метала возрастет в несколько сотен, а может быть и тысяч раз.

Также и в нашей духовной жизни: мы получаем "таланты" от Господа в таинстве крещения, и что мы делаем дальше? В наших руках, как поступить с тем, что мы получили от Бога - приумножать, развивать или зарыть в землю, оставить все как есть. Мы можем пойти дальше - принимать таинства, расти в своей духовной жизни, потом в таинстве конфирмации (миропомазания) принять дары Духа Святого (Премудрость, Разум, Совет, Крепость, Ведение, Благочестие, Страх Господень), постоянно совершенствоваться. А может быть и так, что нас покрестила мама или бабушка и на этом наши отношения с Богом и остановились... стоит себе костел и стоит, а мы живем своей жизнью.

В Евангелии недвусмысленно сказано, чего именно от нас хочет Господь... И, хотим мы того или нет, после смерти нам придется дать ответ как мы распорядились теми талантами, которые нам были даны. Надо задуматься, когда придет день, в который мы предстанем перед нашим Господином, что мы услышим от Него? Похвалу ли? Были ли мы хорошими, верными Ему, приумножили ли мы то, чем Он нас так щедро одарил? Или упрек, что мы оказались лукавыми и ленивыми и зарыли свои таланты в землю, или, что еще хуже, потеряли или впустую растратили их?...

В одном из фрагментов Евангелия мы слышим, как Иисус умножил 2 рыбы и 5 хлебов (Ин 6, 8-13). Мальчик, давший эти хлеба и рыбку, не побоялся и отдал Господу все, что у него было. Можно сказать, что он положился на Божию волю, и тем самым помог накормить тысячи людей. Также и нам, когда мы получаем дары от Господа, нельзя их держать в себе, мы должны делиться этими дарами с окружающими нас людьми.

Поэтому попытаемся использовать данные нам Богом таланты, увеличивать их, а не прятать в земле. Чтобы мы с радостью могли ждать пришествия Иисуса Христа, веря, что услышим сказанные нам Христом слова: «добрый и верный раб! войди в радость господина твоего».

О. Артур Мозга

 

02 ноября 2014 года – День поминовения всех усопших верных

 Ин 6, 51-58

"В то время: Иисус сказал народу: Я хлеб живой, сшедший с небес; едящий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Едящий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: едящий хлеб сей жить будет вовек."

Воспоминание всех умерших призывает нас задуматься над проблемой смерти.

Бог создал человека не для смерти, а для жизни. Смерть — это следствие греха. Однако Воскрешение Христа свидетельствует о том, что смерть не имеет последнего слова в судьбе человека. А сегодняшняя литургия слова утверждает, что души праведных — в руках Божьих, то есть, что они живут вечной жизнью.

Сегодняшний праздник призывает нас заглянуть смерти в глаза. Если мы не имеем смелости сделать этого сегодня, то когда же мы на это решимся?

Святой Августин говорил, что когда рождается человек, высказываются различные гипотезы относительно его будущего. Может, он станет ученым, а, может, будет простым человеком, быть может, будет долго жить, а, может, ему уготован короткий век, быть может, будет богатым, а, может, бедным. Но никто никогда не говорит: может умрет, а может не умрет. Не говорят так, потому что смерть — это абсолютная правда нашей жизни.

Узнав, что кто-то заболел тяжелой неизлечимой болезнью, мы говорим: какой бедный этот человек, должен умереть, нет лекарств, которые бы ему помогли. Но не можем мы сказать этого о нас самих: какие же мы бедные, у нас нет лекарства, мы должны умереть.

Хотим мы этого или нет, тревога смерти преследует нас на протяжении всей нашей жизни, она находится в центре наших мыслей и является наиболее сильным инстинктом человека. Поэтому человек словно кричит: не хочу смерти!

Хотя с этой правдой согласится каждый, однако, современный человек не очень хочет ее принимать. Почему мы должны думать о своей смерти, когда все говорят только о жизни, o счастливой жизни? Стоит ли проворачивать нож в ране? Или, говоря о смерти, мы не сыплем соль на эту рану нашей жизни?

Церковь напоминает нам о смерти, ибо человек забывает о ней. Он старается не думать о ней, старается обмануть себя, что она не существует, или если существует, то его не постигнет. Мы стремимся быть как можно более богатыми, делаем планы на будущее, стараемся взять от жизни все, что возможно, забывая о том, что все это надо будет оставить.

В одном из новых городов решили не делать кладбища, чтобы похоронные процессии не огорчали людей. Это была иллюзия. Отсутствие кладбищ не является гарантом того, что люди не будут умирать. Люди где живут, там и умирают.

Действительно, мы отдаем много энергии, чтобы только не думать о смерти, чтобы только удержать закрытой крышку кастрюли с кипящей водой. Другие говорят, что знают, что придется умереть, но сильно на этом не сосредотачиваются. Лучше думать о жизни, а не о смерти. Такая позиция — позиция секуляризованного человека. На самом деле, это ни что иное, как еще один способ отвести от себя страх перед смертью.

На протяжении истории человек никогда не переставал искать лекарства от смерти. Некоторые ищут их в конкретных рассказах или философских выражениях. Так Древнегреческий поэт Гораций говорил: «Весь я не умру, потому что построил себе памятник сильнее бронзы». Александр Пушкин писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, …» Даже те, которые не верят в Бога, имеют желание увековечить память о себе в посвященных им памятниках, названиях улиц, площадей и т.д.

Церковь напоминает нам о смерти не для того, чтобы огорчить, но чтобы мы были к ней хорошо подготовлены. Дерево упадет на ту сторону, в которую оно наклонено. Также и человек, если он хорошо подготовлен к смерти, то не боится ее, потому что попадёт в вечное счастье. Нет лучшей стратегии жизни, если человек всегда помнит о том, что предстоит предстать перед Господом на последнем суде.

Напоминая о смерти, Церковь сегодня призывает нас к молитве за наших умерших. Возможно, многие из них находятся в чистилище. Они уже не могут помочь себе и ждут нашей помощи. Было бы наибольшей неблагодарностью, если бы мы отказались ее оказать. Во время октавы молитв за умерших Церковь в наши руки вкладывает билет, с помощью которого мы можем ввести умерших в небо. Этот билет — это полные отпущения, которые мы можем жертвовать за них.

Блаженны милостивые, ибо они познают милосердие, — говорит Христос. Проявим сегодня наше милосердие по отношению к нашим умершим. Благодаря этому мы поможем им и сами заслужим милосердие.

Надо подчеркнуть еще одну истину, что если мы сами будем молиться за усопших, тогда, когда нас самих не станет в этом мире, Господь Бог сделает так, что и за нас кто-то будет молиться.

Заканчивая эту проповедь, хочу еще напомнить то, что уже неоднократно повторял: когда мы молимся за умерших, то это равносильно тому, что мы молились бы сами за себя, потому что умершие могут жертвовать свои страдания в чистилище за тех, кто за них молится. Давайте не будем скупыми в своих молитвах.

Во время октавы молитвы за усопших (01-08/11) можно получить полное отпущение, которое можно пожертвовать за умерших:

Первое условие - нужно быть в состоянии освящающей благодати, т.е. без греха

Второе условие - надо принять Святое Причастие

Третье условие - молитва в интенции Папы, "Отче наш...", "Радуйся, Мария...", "Слава...", "Верую".

Четвертое условие - надо посетить кладбище (хотя бы мысленно, если нет возможности побывать там) и помолиться об умерших.

О. Кшиштоф Каролевски

* При подготовке проповеди использованы фрагменты проповеди Архиепископа Тадеуша Кондрусевича (Костел Воздвижения Святого Креста, Кальвария) от 02/11/2008г.

 

<<< Назад

Проповеди 07.09.2014-19.10.2014 >>>