14:29 ВОСКРЕСЕНЬЕ (04.10.2020) XXVII РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ | |
Войдя в святой град Иерусалим, сопровождаемый восклицаниями толпы (ср. Мф 21, 1-11) и изгнав торговцев из Храма (ср. Мф 21, 12-17), Иисус возвращается в храм, чтобы с помощью притч объявить о пришествии Царства Небесного. Сегодня мы слышим вторую из этих притч, на самом деле аллегорию, адресованную тем священникам и старейшинам народа, которые пришли бросить вызов Иисусу, допрашивая об истоках Его власти, о происхождении Его миссии (см. Мф 21, 23-27). И снова Иисус повторяет приглашение «слушать», снова звучит этот призыв, с которым много раз и настойчиво обращались к народу Моисей и пророки. Речь идет о том, чтобы перестать просто слышать, чтобы научиться внимательно слушать слово, исходящее от Господа, принять в сердце это слово, чтобы обратиться и выполнить то, что Господь просит от тех, кто пребывает и желает быть в завете с Ним. Итак, перед нами еще одна притча, в которой говорится о винограднике, как и в той, что мы слушали в прошлое воскресенье (ср. Мф 21, 28-32). В Средиземноморье виноградная лоза представляет преимущественную культуру, которая подразумевает многие годы работы, требует заботы и любви, стабильных отношений и внимания со стороны виноградаря. Достаточно вспомнить о том, что виноградник - это стабильное растение, занимающее землю в течение нескольких поколений, оно не похоже на луг или поле, которое можно ежегодно занимать под другие культуры. Именно эта прочная связь, настоящий союз между виноградником и виноградарем, рождают глубокую и страстную любовь тех, кто работает в своем винограднике. Вот почему пророки видели в любви между виноградником и виноградарем рассказ о любви между Богом и Его народом, и использовали образ виноградника, чтобы выразить отношения союза: мучительная, но полная любви история между Господом и Его собственностью, Его сокровищем (см. например, Исх 19, 5, Втор 7, 6). Исаия, в частности, воспел «песнь Возлюбленного о винограднике Его» (5, 1, ср. 5, 1-7), рассказав о виноградаре, который возделал землю, очистил ее от камней и насадил ее отборными виноградными лозами. Он украсил виноградник башней и выкопал в нем точило. Проявив столько заботы, хозяин ожидал хорошего винограда, но виноградник одичал, принося несъедобные ягоды. Этот образ был хорошо известен, поэтому, как только Иисус начинает притчу, говоря, что «хозяин посадил виноградник», люди сразу понимают, о чем идет речь: это история о Боге и Израиле, Его винограднике. Эта песня, выражающая Божью надежду и в то же время неспособность людей понять Его любовь, то есть песня обвинения в отношении Израиля, была сохранена и передана самим Израилем. Народ Ветхого Завета не вычеркнул из Писаний укор и осуждение Бога в отношении Израиля: это нужно иметь в виду, когда мы читаем эту притчу и, возможно, испытываем искушение указать пальцем на этот народ и превозносить себя за то, что это мы являемся народом Божиим, которому был дан виноградник, отнятый у других. Будем внимательны, потому что эта притча, которую Матфей помещает в Евангелии, адресованном христианам, безусловно, касается религиозных старейшин Израиля, но она также касается иерархов Церкви и касается каждого из нас! Итак, владелец виноградника, который посадил его и обеспечил всем необходимым, чтобы он приносил плод, поручил его крестьянам, чтобы они работали там в его отсутствие: виноградник продолжает оставаться его собственностью, но доверен другим людям на все всё время отдаления от него Господа. Но наступает время сбора урожая, точный день, когда виноград созревает, в начале осени, и тогда хозяин отправляет некоторых из своих слуг к виноградарям, чтобы забрать урожай и сделать из него вино. Потому что урожай принадлежит ему, виноградник является его собственностью! Но тем временем у этих виноградарей возникает желание стать хозяевами виноградника, потому что хозяин слишком долго отсутствовал. Такому соблазну подвергаются те, кто был поставлен Господом как первый, как самый главный, как работник в Его винограднике: хозяйничая в винограднике, думать о нём как о личной собственности, заменяя собой того, кого он должен всего лишь представлять своим служением. Так эти виноградари по прибытии слуг, посланных хозяином, отвечают яростным отказом: «Схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями», - говорит Иисус. Но Господь терпелив, Он продолжает ждать плод виноградника и посылает других слуг, больше числом, чем в первый раз. Но с ними обращаются точно так же. Господь, в Своем терпении, делает последнюю попытку. Поскольку Он все еще надеется, то решает отправить Своего Сына, Который имеет больше власти, чем слуги. Отец надеется на то, что, увидев Его любимого сына, виноградари будут считать, что видят перед собой Самого Господа и поэтому, проявляя к Нему уважение, отдадут Ему плоды виноградника. Что это – наивность хозяина? Нет, с Его стороны – это желание оставаться в союзе с виноградарями, которым он доверил виноградник. Что происходит вместо этого? Эти виноградари, «увидев сына», еще больше хотят стать хозяевами, обладать властью над виноградником, поэтому они говорят себе: «Это наследник; пойдём, убьём его, и завладеем наследством его!». Сначала они выводят сына из виноградника, а затем убивают (ср. Лк 4,29, Мк 15,20, Мф 27,31, Деян 7, 58). Иисус рассказывает эту аллегорию накануне Своих страстей, Он рассказывает её именно для тех, кто претворят ее в жизнь против Него, выведут Его из города и распнут. Таким образом Матфей показывает нам: Иисус осознает, что Он - Сын, посланный Отцом в виноградник Израиля, Он знает, что ждет Его, каков конец Его миссии в этом мире, и не уклоняется от этой necessitas humana, вписанной в историю: в несправедливом мире праведник может быть только отвергнут и убит. Иисус знает, что Отец послал Его в мир не для того, чтобы Он подвергся насильственной смерти; Он знает, что Отец, как хозяин виноградника, послал Его, потому что надеется, что Его примут. И хотя Его ожидает мучительный конец, Иисус знает, что последнее слово принадлежит Отцу. Зная священные Писания, Он знает, что, как написано, камень, который отвергли строители (это термин, которым назывались религиозными старейшины Храма), Бог избрал и поставил во главу угла, оперев на него всё строение. Иисус верит, придерживается этого замысла Божьего, предсказанного и воспетого в Псалме 118. Эта притча, безусловно, звучит как суд Божий, но не над народом Израиля, а над теми старейшинами народа, которые отвергли и осудили Иисуса. Они хотят схватить Иисуса, но боятся толпы, поэтому они решают отложить свой план на несколько дней, ожидая более благоприятной ситуации (ночью и в Гефсимании, где не будет толпы Его последователей, ср. Мф 26, 47-56). Они поняли, что эта притча об убийцах виноделах была именно о них. Но в притче говорится, что это также суд над Церковью, особенно над её иерархами. Виноградник был отнят у старейшин Израиля и передан новому человеческому сообществу: общине бедных духом, кротким, которые, согласно обещанию Господа, наследуют землю (см Мф 5, 5; Пс 37, 11), тем смиренным и бедным людям, которые навсегда стали наследниками Господа (см. Соф 3,12-13, Ис 60,21, Иер 30,3). Конечно, в этой общине будут пастыри, вожди, первые, но нужно быть осторожными, чтобы не стать похожими на виноградарей из притчи. Их искушение, по сути, заключается в том, чтобы занять все церковное пространство, абсолютизируя свои проекты и требуя послушания; их искушение состоит в том, чтобы заменить Господа, возможно, просто оставаясь в центре, чувствуя себя не слугами слуг, а хозяевами. В Церкви тоже может случиться так, как в притче. И даже если в ней нет физического насилия (как это было, к сожалению, в другие исторические эпохи), сегодня можно практиковать насилие непослушания, отказа, исключения, клеветы, презрения, манипуляции, психологического насилия. Это соблазны нечестивых виноградарей, но здесь и сейчас это соблазн любого, кто в Церкви, в винограднике, обладает какой-либо властью. Поэтому не нужно считать, что обвинение в этой притче обращено к Израилю. Подумаем лучше о нас, находящихся сегодня в виноградниках Церквей. (Энцо Бьянки) | |
|
Всего комментариев: 0 | |