Приветствую Вас Гость!
Четверг, 22.02.2018, 12:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню

Полезные ссылки

Поиск по сайту

Архив записей

Polski

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Ближайшие даты

Католические праздники
Главная » 2016 » Декабрь » 9 » Интервью с настоятелем Римско-Католического прихода Пресвятой Троицы в Пскове
22:27
Интервью с настоятелем Римско-Католического прихода Пресвятой Троицы в Пскове

0.11.2016 12:04 ПЛН, Псков

История российских католиков при советской власти так же трагична, как и история других конфессий: православных, мусульман, иудеев, буддистов. Атеистическое мракобесие, воцарившееся в стране, издевалось над Христом и Мухаммедом, запрещало Библию, Коран и Тору. На местах это выражалось в том, что у верующих отбирались храмы, а в них устраивались кинотеатры, конторы и склады. В лучшем случае, клубы и школы.

Псков испокон веков был веротерпимым городом. Сказывалось приграничное положение, близость к городам Ганзы и активная торговля с ними. В Пскове всегда жило много иностранцев, которые исповедовали другие религии, прежде всего — католичество, а позже и лютеранство. О первых католиках в Пскове достоверно известно еще со времен Святого князя Александра Невского. А первый католический храм прихода Пресвятой Троицы был освящен в 1857 году. Как и принято было тогда, по высочайшему повелению императора Александра II. История прихода и храма псковских католиков подробно изложена на приходском католическом сайте, и мы не станем ее пересказывать. Всякий человек, не равнодушный к краеведению, может ознакомиться с этой историей сам. Сегодня же мы больше поговорим о нынешнем житье-бытье псковских католиков.

- Отец Кшиштоф, начнем с вашей миссии в Пскове. Какие плоды принесла ваша деятельность?

- Моя главная миссия - это строительство храма. Это основной повод для приезда в Псков. Но священник все-таки не строитель, строительство - это дополнительная задача. А главная - это паства, которая священнику поручена. Так что я очень рад, если какому-то человеку помог найти в жизни Бога. Не так, конечно, много, но несколько человек в Пскове приняли от меня обряд крещения. Много людей я исповедовал, многих подготовил к причастию. Потому что главное, для чего существует священник, - вести людей к Богу. Самое важное - духовная работа.

- Расскажите, почему ваш храм появился именно здесь, в этом месте, на Плехановском посаде?

- Я сам это место не выбирал, передо мной настоятелем в Пскове служил другой священник - отец Адам Стычень. Но можно сказать, что на самом деле это место предложил в 1990-е главный архитектор города Пскова Станислав Юльевич Битный. Напомню, что еще в 1803 году император Александр I выделил деньги в золотых рублях из своей казны на содержание католического священника в Пскове. Строительство нового католического храма в Пскове началось в 1854 году. А освящение его было 23 июня 1857 года. Это здание по сегодняшний день находится в Музейном переулке, дом 6, это рядом с Ботаническим садом. Там сейчас располагается учебное заведение. Там же рядом сохранился Дом Ксендза по адресу: Музейный переулок, 5. В 1934-м году храм был закрыт Советской властью. Сначала там был сделан спортивный зал, а потом сделали школу. Сняли башни, церковные окна заложили кирпичом и построили второй этаж. В 1991-м году Папа Римский Иоанн Павел IIсоздал структуры Католической Церкви в России и назначил первого архиепископа в Москве Тадеуша Кондрусевича. Архиепископ обратился к властям Пскова с просьбой вернуть здание обратно Католической Церкви. Все мы знаем, что был специальный указ президента России Ельцина о возвращении имущества Церкви, в том числе и католическим приходам. Вот, например, в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Пушкине, храмы вернули местным католикам. В Великом Новгороде не только вернули храм, но из бюджета Российского государства было выделено несколько миллионов рублей на восстановление башен храма.

- А в Пскове, значит, нет? Не вернули?

- В Пскове городские власти сделали предложение - устное, не письменное - о том, что Католическая Церковь не будет требовать возвращения здания и имущества, а вместо этого город выделит участок для постройки нового храма. Так и договорились. И город выделил участок в 1998-м году на Плехановском посаде. Я приехал в Псков в сентябре 1999 года. Проект был согласован, причем были соблюдены все процедуры, в том числе в 2000-м году прошли и публичные слушания. Кстати, историки на этих слушаниях ставили вопрос: «А почему власти не хотят вернуть католическому приходу историческое здание в Музейном переулке и восстановить его как памятник архитектуры?». Но против выступил один из православных историков, который заявил: «Как может быть католический храм в центре города, если рядом православный храм?» Другие участники слушаний ответили: «Извините, но как же так? Почему же тогда император Александр I в 1803-м году дал разрешение на создание католического прихода и, кроме этого, выделил для католиков опустевшую православную церковь. А в 1854 г. Александр II дал разрешение на строительство здания католической церкви в центре города.

- Ну, и вы начали строить новый храм?

- Да, в 2001-м году мы начали строительство. Проект был согласован, все разрешения получены. Все, которые требуются. Понимаете, если бы этих разрешений не было, мы бы не могли начать строительство. Все документы у нас есть. Сначала мы арендовали землю под строительство, а в 2005-м году получили ее в безвозмездное пользование. Уже в 2008-м году я сдал объект - приходской дом, в котором мы находимся, и юридический адрес католического прихода был перерегистрирован с улицы Островская, д. 12, на улицу Плехановский посад, д. 64. Земельный участок под храмом и приходским домом был сформирован, сделан паспорт участка, который и был поставлен на кадастровый учет. Собственно, объект состоит из двух зданий - храма и приходского дома. Приходской дом - уже собственность католического прихода и введен в эксплуатацию. Имеется свидетельство о регистрации. И вот, что смешно. Областная администрация говорит, что строительство храма незаконно.

- Непонятно, каким образом вам не продлили безвозмездное пользование земельным участком?

- Просто в 2009-м году это земля из городской собственности перешла в распоряжение областной администрации. 10 апреля 2010 года я сдал документы в КУГИ Псковской области (Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям - Ред.). Документы были приняты. Нам было сказано, что в течение месяца мы получим продление безвозмездного пользования земли. Но далее, когда бы я не звонил в КУГИ, мне был один ответ: «Молитесь и ждите». В декабре 2010-го в Псков приехал митрополит архиепископ Павел Пецци из Москвы. По его просьбе состоялась встреча с заместителем губернатора Максимом Константиновичем Жаворонковым, на которой я затронул вопрос о том, почему католическому приходу не продлено до сих пор безвозмездное пользование землей? Жаворонков тогда ответил: «Этого не может быть, чтобы католический приход не имел земли! В течение трех недель все будет улажено». В марте 2011 года был круглый стол со всеми компетентными лицами, на котором решали вопрос, как сейчас правильно оформить землю под католический храм. Жаворонков взял этот вопрос на контроль. Все рекомендации мы выполнили, и все равно получили письмо, в котором было сказано, что «вопрос по земле отложен». Потом инициативная группа граждан города Пскова обратилась с письмом к президенту Путину.

- И был какой-то результат?

- Никакого. Вот уже седьмой год маемся.

- Так чем власти мотивируют столь длинную проволочку?

- Тем, что здание якобы построено с нарушением закона. Да и то - это раньше они так мотивировали. Теперь просто отвечают: «Вопрос отложен». В июне 2014 года в Псков приезжал посол Ватикана в России Иван Юркович, и опять в областной администрации была встреча с замгубернатора Максимом Жаворонковым, и опять он обещал решение вопроса, и в который уж раз вопрос не решен. Обещают, обещают, но ничего не делают. А ведь у нас есть даже важное письмо из института урбанистики с экспертизой о том, что здание храма не противоречит режиму I зоны регулирования застройки. Более того, храм вносит в среду монотонной пятиэтажной застройки 70-х годов существенное своеобразие и живописность. Так что можно сказать: все вопросы нужно адресовать губернатору Псковской области Андрею Анатольевичу Турчаку. Потому что КУГИ подчиняется ему. Вот и все. Я имею неофициальную информацию, что препятствует решению вопроса именно руководство областной администрации.

- А почему?

- У них надо спросить.

- То есть вы думаете, что из каких-то идеологических мотиваций, вероисповедания и так далее, - вам препятствуют?

- Не знаю. Но вы же помните, что в 2002-м году строительство храма было приостановлено властями. Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий официально обратился тогда к губернатору Евгению Михайлову с требованием остановить строительство нашего храма. Строительство было тогда остановлено, но уже осенью 2002 года мы снова получили разрешение на продление строительства. Но Михайлов потом публично признался, что он совершил ошибку, приостановив строительство храма, и что его окружение ввело в заблуждение. При этом он сказал, что постройка католического храма законна. И я таких людей уважаю. Проблема в том, повторюсь, что у нас нет сейчас безвозмездного пользования землей, строительство храма официально приостановлено, отчего мы и не можем завершить строительство.

- Так, а письмо губернатору Турчаку вы не писали?

- Писал. Просил о встрече. Но не получил никакого ответа.

- Получается, вам остается ждать нового губернатора? Более толерантного к католичеству в России?

- Ну, не знаю. Просто для меня вся эта ситуация необъяснима. Почему до сих пор католический приход не имеет земли? Есть такая пословица. «Нас не было, а лес был. Нас не станет, а лес останется». Что ж нам делать? Биться головой о стену? Я ведь так переживал, когда в 2010-м году стали говорить, что стройка незаконна, и мы думали, что храм отнимут. Я из-за переживаний здоровье свое потерял. Попал в 2010-м году в больницу с аритмией. В декабре 2015-го у меня была сложная, на два с половиной часа, операция на сердце. Мне чиновники рекомендуют обратиться в суд с целью узаконить строительство храма. А я не хочу в суд обращаться. Обратиться в суд, значит, автоматически признать, что стройка была незаконна. Мы с рекомендациями чиновников категорически не согласны, и все ждем от власти положительного решения нашего вопроса. Мы вели строительство в соответствии с проектом и никаких законов не нарушали. Почему мы должны обращаться в суд?

- Не понимаю, а чем суд плох сам по себе? Это ведь цивилизованный метод решения спора.

- Нет-нет! Нам сказали, что, мол, надо узаконить стройку через суд. Но мы, повторюсь, уже получили разрешение на стройку! Мы были очень послушным заказчиком, все, что нам говорили, мы делали, исполняли. Все документы получили. Мы бы просто не смогли бы сдать приходской дом, если бы что-то было незаконным. Почему я должен идти в суд и признавать, что стройка незаконна?! Извините, пожалуйста! Мы же ничего не делали самовольно! Если идти в суд, так только с одной целью: жаловаться на волокиту. Я думаю, здесь областная администрация должна разбираться с городской администрацией. Мы все делали так, как нам говорили!

- Все это выглядит странно. Ведь не так давно Папа Римский Франциск встречался с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, и они даже приняли совместное заявление для двух паств.

- Да. Принято совместное заявление двух Церквей. А в Пскове продолжают препятствовать католическому приходу в Пскове. А ведь не забывайте, что Псков - город пограничный. К нам постоянно приезжают гости из Евросоюза. В прошлом году приезжали даже туристы из Австралии! И я ничего не скрываю. Я всем рассказываю, какая у нас сложная ситуация. Россия - демократическая страна, где Конституция гарантирует свободу вероисповедания. Мне постоянно хочется спросить: «А что, псковские католики - это граждане второго сорта?». Вот пример для сравнения. Псков - побратим польского города Белостока. Когда я получил разрешение на строительство храма в Пскове, в Белостоке одновременно строилось сразу пять православных храмов! И никому в Польше в голову не пришло запрещать эти стройки. Ведь здесь, на этом месте, где мы построили храм, до нас была помойка. Местные люди рады, что построен храм и благоустроена территория вокруг него. Дорога вдоль участка, на котором строится храм, тротуар для пешеходов и автостоянка отремонтированы и заасфальтированы за счет католического прихода. Говорят: «Как хорошо, что теперь здесь люди молятся».

- Вы хотите сказать, что вы только преобразили этот некогда захолустный уголок Пскова?

- Да. И мы ведь много помогаем городу Пскову. При приходе Католической Церкви есть благотворительная организация Каритас. Примерно два с половиной миллиона рублей в год мы тратим на столовую для бомжей. 120 обедов ежедневно мы выдаем этим несчастным людям. Мы кормим бомжей в столовой по улице Гражданской, дом 9. Кроме этого, помогаем пожилым людям и детям-инвалидам медикаментами.

- После встречи Патриарха с Папой что-нибудь изменилось в вашей жизни в лучшую сторону?

- Ничего не изменилось. Ни в отношениях с Псковской епархией, ни в отношениях с областной администрацией. Как препятствовали строительству, так и препятствуют. Но я бы хотел подчеркнуть, что люди православные к нам хорошо относятся.

- Отец Кшиштоф, а вы вообще верите в то, что в неком отдаленном будущем обе наши Церкви снова воссоединятся?

- Верю, да. И дай Бог, если я доживу. Теракты радикальных мусульман, мне кажется, поспособствуют нашему скорейшему объединению. Ислам - религия мира, но радикальный ислам будет усиливать свое влияние на Европу. Мне рассказывала монахиня из Брюсселя, которая преподавала в школе, что многие дети радовались терактам исламистов и хлопали в ладоши. Это - кошмар! Ужасно, что происходит. Нужно просто, чтобы православные верующие, сохраняя все cвои обряды, тоже молились за нашего Папу, как это и было до раскола XIвека. Нужно, чтобы было как при Христе: один пастырь - одно стадо.

- А сколько в Псковской области вообще католиков?

- Около двух тысяч. И все они приезжают, естественно, к нам. Ведь наш храм - единственный католический храм в Псковской области. В Пскове и окрестностях - более полутора тысяч прихожан. За 15 лет я крестил не только детей, но и молодежь и взрослых. Но мы не ходим по улицам и не проповедуем, как свидетели Иеговы, например. Или как протестанты, которые тоже ходят по улицам и раздают книги. Мы, католики, этим не занимаемся. Мы ждем, кто к нам придет. Много детей из католических семей были крещены в православных храмах, потому что не было католических поблизости. И вот такие люди приходят к нам и говорят: «Мы хотим быть католиками, как и наши предки». Такие люди тоже есть. Не буду скрывать. Но вероисповедание - это область свободы. Каждый делает свой свободный выбор.

- И вы крестите их второй раз?

- Да что вы! Конечно, нет! Нельзя крестить во второй раз. Человек уже крещен. Но католическая церковь признает все таинства, которые существуют в православной вере. Еще Патриарх Алексий подписал документ, согласно которому православная Церковь признает таинства католической. Если какой-то католик захочет стать православным, его второй раз крестить не надо. И наоборот.

- Вы прямо как православные. Они тоже ждут.

- Да, как православные, но что же, я буду ходить по улицам и раздавать Библию? Все в Пскове давно знают, что существует католический храм, и в каком месте он находится. В Псковской области большая община армян – католиков 500 человек, большая община литовцев - 200 человек. И есть, конечно, католики - русские. Приход Католической Церкви в Пскове так же многонационален, как многонациональна сама Россия. Все службы ведутся на русском языке.

- Вопрос для людей интересующихся. А чем, в принципе, обряды Католической Церкви отличаются от обрядов Церкви Православной?

- У нас вера - одна. Мы веруем в Одну и Единую Пресвятую Троицу, у нас те же десять заповедей Христовых, те же самые таинства, и до раскола середины ХI века мы были одна Церковь. Правда, при этом существовало несколько обрядов. До раскола Церкви были литургические обряды: римско-католический, византийский, армянский, сирийский и коптский. Единство Церкви в одном пастыре. Так было до второй половины XI века. Раскол начался тогда, когда в Константинополе из мессы вычеркнули имя Папы Римского. Перестали молится за Папу. Для псковичей хорошим доказательством того, что мы когда-то были едины, служит церковь Папы Римского Климента на берегу реки Великой. У нас ведь общие святые. Богослов Иоанн Златоуст, которого очень почитает Православная Церковь, в своих сочинениях, кстати, подчеркивал верховенство Папы Римского. Суть не в том, кто как из священников одет, в какие облачения. Суть в том, что и кого мы исповедуем. И в Католической Церкви есть еще греко-католический обряд, у которых литургия похожа на обряд Русской Православной Церкви. Вся разница - только во власти. Я считаю, что существование в Церкви разных обрядов — это богатство христианства. Папа Иоанн Павел II говорил, что католическая и православная Церковь, как легкие: надо дышать правой и левой стороной легких. Просто есть Западная христианская Церковь, со своей культурой, традицией, и христианская Церковь восточная. И я никогда не называл православных верующих еретиками, как меня обзывали.

- Кто обзывал?

- Да вот как раз на публичных слушаниях по согласованию проекта храма и- обозвали. Кто-то из публики высказался: «Тут дорога к православному храму проходит, и будет на пути верующих стоять храм еретиков».

- Ну, это не от большого ума человек сказал.

- Но я надеюсь, что таких людей, которые считают католиков еретиками, в Пскове немного. Хотя надо бы знать, что до Октябрьской революции в Пскове из 60 тысяч населения четыре с половиной тысячи жителей были католиками. На Дмитровском кладбище была католическая часовня. А первые католики прибыли в Псков, когда еще княжил Александр Невский. И что интересно, Александр Невский обратился к Папе Римскому с письмом-просьбой, чтобы тот прислал в Псков католического священника. Подчеркну: не в Новгород, а именно в Псков. Откуда мы это знаем? Есть письмо Папы Римского Александру Невскому, в котором он благодарит князя за это обращение. И Папа прислал в Псков католического священника! Ведь в Пскове было много купцов-католиков. Историк из Санкт-Петербурга Станислав Струтинский по моему поручению пишет книгу по истории католичества в Пскове. И там как раз и будет опубликована копия письма Папы Римского к Александру Невскому. Он нашел эту копию в Петербургском Архиве. Письмо Невского не сохранилось, а письмо Папы с благодарностью к Невскому - сохранилось. Вот такая история. Так что католики были в Пскове уже в XIII веке. Вот сейчас некоторые говорят о том, что отношения между Польшей и Россией стали плохими. И это может быть препятствием со стороны областной администрации в строительстве католического храма. А я им всем отвечаю: католичество - это не польская Церковь, потому что поляков 38 миллионов человек, а католиков во всем мире - 1 миллиард 300 миллионов. А если кого-то волнует, что я поляк, так я им отвечу, что Россия - это моя вторая Родина. Я в Пскове уже 17 лет живу. Есть такая пословица: «Там твое сердце, где твое сокровище». А мое сокровище - это храм в Пскове. Я-то как думал: «Приеду в Псков на два-три года, построю храм и уеду». Но вышло иначе, вот уже 17 лет в Пскове, и уезжать отсюда никуда не собираюсь. В будущем думаю получить российское гражданство.

- Считается, что последние лет пять в России сильно изменились настроения - стала преобладать анти-западная риторика. Россияне якобы видят в иностранцах врагов. Вот вы сами, отец Кшиштоф, чувствуете это на себе?

- Нет, ничего такого я не чувствую. Никакой особой враждебности не вижу. Когда я уезжаю в Польшу, то там скучаю по Пскову. Я же в первую очередь священник, а не иностранец. Сегодня священник в Пскове - поляк, а завтра может быть русский или итальянец. А я сам уже почти русский человек. Мне предлагали: «Отец Кшиштоф, вы имеете право сдать документы на российское гражданство». Но пока вопрос с землей не решен, я из принципа сдавать документы не буду. Будет вопрос решен — стану гражданином РФ.

Родители постоянно меня спрашивают, когда я вернусь в Польшу. Но я им ответил, что не собираюсь из Пскова никуда уезжать и хочу, чтобы меня похоронили в Пскове. И папа немножко обиделся на меня. Но я ему объяснил вопросом: кто обо мне будет помнить в Польше? Ну, хорошо, дети моего брата. И все! А тут священника, который построил храм, будут помнить долго и многие. Такое мое намерение. Быть похороненным в Пскове. Никто ведь вечно не живет.

- Несколько лет назад в России был принят закон о защите чувств верующих. Как вы к этому закону относитесь?

- Знаете, и на Западе есть подобные законы. Когда кто-то оскорбляет веру, можно подать в суд. Просто другой человек должен уважать мнение другого человека, особенно касающееся веры. Было так, что несколько лет назад один рок-артист порвал Библию. И нашлись поляки, которые подали на него в суд. И суд состоялся. Не помню, правда, какое было в итоге судебное решение. Но никто не хочет, чтобы оскорбляли его мать или отца, так же верующие не хотят, чтобы оскорбляли их веру. Так что хорошо, что появился этот закон о защите чувств верующих.

- Отец Кшиштоф, а не тяжело столько лет жить на чужбине? Разговаривать не на родном языке?

- Такова судьба священника. Если бы потребовался католический священник на северном полюсе, я бы и туда поехал! Священник существует для человека. Католический священник соблюдает целибат, то есть не имеет семью, только для того, чтобы полностью посвящать себя людям. Для меня семья — это приход в Пскове.

- А кроме своей основной миссии — служить людям и Богу, чем вы еще занимаетесь? Есть ли какие-то хобби? Друзья в Пскове?

- Друзья есть, и очень много. И 99% из них — православные. Я всегда и всем говорю: не надо смотреть, какого человек вероисповедания или какой он национальности. Надо смотреть только на то, какой он человек. И тогда будешь иметь много друзей. Я имею друзей и среди евреев, и среди мусульман.

- Скажем, Папа Франциск увлекается футболом.

- Так я тоже люблю футбол! И хоккей смотрю. И играю на гитаре, я вообще человек музыкальный. Еще я сейчас пишу докторскую диссертацию о католической церкви в России. И потом я намерен сделать перевод на русский язык и издать ее в России отдельной книгой. Я уже написал главу о нашем приходе и не буду скрывать, что напишу в диссертации и о тех препятствиях, которые нам чинили.

- А как вы с интернетом? На «ты»? Читаете псковские сайты?

- Да, я постоянно читаю Псковскую Ленту Новостей. И смотрю российские новости. В политику я не лезу. Болею по телевизору, когда российские сборные играют в футбол, хоккей, волейбол и баскетбол. В свободное время читаю богословские книги. Человек я открытый. Любой ко мне может прийти. Я всегда для него найду время.

Беседовал Александр Донецкий

Для справки:

Отец Кшиштоф Каролевски родился в 1960 году в Польше, в городе Бежунь Мазовецкого воеводства (120 километров на север от Варшавы). В сан священства был рукоположен в 1987-м году. Два года служил в Польше. В 1989-м году приехал в СССР, служил и восстанавливал католические костелы в Гродненской области Белорусской ССР. Десять лет служил в Белоруссии. В 1999-м году приехал в Псков. С 1999-го года по сей день является настоятелем Римско-Католического прихода Пресвятой Троицы в Пскове.

Источник: Псковская Лента Новостей

http://pln-pskov.ru/society/261060.html

Просмотров: 544 | Добавил: Svetlanka | Теги: католическая церковь Псков, Приход Пресвятой Троицы, Кшиштоф Каролевски, церковь Пресвятой Троицы Псков, приход Пресвятой Троицы Псков | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]