17:20 ЧЕТВЕРГ (15.10.2020) Св. Тереза Авильская - символ шелкопряда | |
Дорогие братья и сестры! В ходе катехизических наставлений, которые я пожелал посвятить Отцам Церкви и великим личностям богословов и женщин средневековья, у меня была возможность остановиться также на некоторых святых, провозглашенных Докторами Церкви за их выдающееся учение. Сегодня мне бы хотелось начать краткую серию встреч, чтобы завершить представление Докторов Церкви. И я начну со святой, которая представляет собой одну из вершин христианской духовности всех времен: со святой Терезы Авильской [Иисусовой]. Она родилась в Авиле, в Испании, в 1515 году, с именем Терезы де Аумада. В своей автобиографии она сама упоминает некоторые подробности своего детства: рождение от "добродетельных и богобоязненных родителей", в большой семье, с девятью братьями и тремя сестрами. Еще ребенком, когда ей было меньше 9 лет, она любила читать жизнеописания мучеников, которые пробуждали в ней желание мученичества, настолько сильное, что однажды она предприняла попытку бегства из дома, чтобы умереть мученицей и взойти на Небеса (ср. Моя жизнь 1, 4); "я хочу видеть Бога", - говорила девочка родителям. Несколько лет спустя Тереза будет говорить об этом чтении и заявит, что именно в нем она открыла истину, которому вкратце можно выразить в двух главных принципах: с одной стороны "все, что принадлежит этому миру, является преходящим", с другой - только Бог есть "навсегда, навсегда, навсегда". Эта тема повторяется в ее знаменитых стихах "Ты не печалься /и не страшись; / все проходит. Бог лишь вечен; / обретешь ты все терпеньем; / тот, кто обладает Богом, / не нуждается ни в чем. / Достаточно лишь Бога!". Оставшись в 12 лет без матери, она просит Пресвятую Деву стать ее мамой (ср. Моя жизнь 1, 7). Если чтение мирских книг в отрочестве привело ее к развлечениям светской жизни, то опыт ученицы монахинь августинок Пресвятой Марии Благодатей в Авиле и изучение духовных книг, особенно классических трудов францисканской духовности, научили ее сосредоточенности и молитве. В 20 лет она вступила в кармелитский монастырь Благовещения, также в Авиле; в монашеской жизни она приняла имя Терезы Иисусовой. Три года спустя она заболела, настолько тяжело, что четыре дня находилась в коме, и окружавшим ее людям казалось, что она умерла (ср. Моя жизнь 5, 9). В борьбе против своих болезней святая видит также борьбу против своих слабостей и сопротивлением призыву Божию: "Я хотела жить, - пишет она, - потому что хорошо понимала, что не живу, а борюсь со смертной тенью, и не было никого, кто дал бы мне жизнь, и я сама не могла взять ее, а Тот, Кто мог дать мне ее, был прав, не помогая мне, ведь Он столько раз обращал меня к Себе, а я Его оставляла" (Vita 8, 2) . В 1543 году она лишилась близости своих родных: отец ее умер, а все ее братья эмигрировали один за другим в Америку. В Великий пост 1554 года, в возрасте 39 лет, Тереза достигла вершины своей борьбы с собственными слабостями. Неожиданно открывшееся ей видение образа "Ессе Homo" оказало глубокое влияние на ее жизнь (ср. Моя жизнь 9). Святая, находившая в тот период глубокое созвучие с Исповедью св. Августина, так описывает решающий день своего мистического опыта: "Случилось так... что меня внезапно охватило ощущение присутствия Бога, и я никоим образом не сомневаюсь, что Он был во мне, а я была вся поглощена Им" (Моя жизнь 10, 1). Параллельно с духовным созреванием святая начинает конкретно разрабатывать идеал реформы кармелитского ордена: в 1562 году она основывает в Авиле, при поддержке епископа города дона Альваро де Мендосы, первый реформированный кармелитский монастырь, и вскоре получает также одобрение генерального настоятеля ордена, Джованни Баттисты Росси. В последующие годы она продолжает основание новых кармелитских монастырей, которых в общей сложности было семнадцать. Важной была ее встреча со св. Иоанном Креста, с которым в 1568 году она основала в Дуруэло, близ Авилы, первый монастырь Босоногих Кармелитов. В 1580 году Тереза добилась от Рима возведения автономной провинции для своих реформированных Кармелитов, что стало точкой отсчета для монашеского ордена Босоногих Кармелитов. Тереза завершила земной путь в самый разгар своей деятельности по устройству новых монастырей: в 1582 году, учредив кармелитский монастырь в Бургосе, и возвращаясь в Авилу, она скончалась в ночь на 15 октября в Альбе де Тормес, повторяя смиренно две фразы: "В конце концов, я умираю дочерью Церкви" и "Господь мой, наконец-то мы можем увидеть друг друга". Она прожила всю жизнь в Испании, но на благо всей Церкви. Тереза Авильская, причисленная к лику блаженных Папой Павлом V в 1614 году и канонизированная в 1622 году Григорием XV, провозглашена "Учителем Церкви" Слугой Божиим Павлом VI в 1970 году.
Тереза Иисусова не имела академического образования, но она всегда дорожила учением богословов, литераторов и духовных наставников. Как писательница, она всегда придерживалась того, что лично пережила, либо видела в опыте других (ср. Prologo al Cammino di Perfezione), то есть, опиралась на опыт. Тереза имела возможность поддерживать духовную дружбу со многими святыми, в частности, со св. Иоанном Креста. В то же время она питается чтением трудов Отцов Церкви, св. Иеронима, св. Григория Великого, св. Августина. Среди ее главных произведений следует упомянуть прежде всего автобиографию, озаглавленную Книга моей жизни, которую она называла Книгой Милостей Господних. Составленная в Кармельском монастыре Авилы в 1565 году, эта книга повествует о биографическом и духовном пути святой. Как утверждала сама Тереза, этот труд был написан для того, чтобы открыть свою душу проницательности "Учителя духовников", святого Иоанна Авильского. Ее цель заключалась в том, чтобы показать присутствие и деяние Бога в ее жизни: поэтому в книге часто приводятся молитвы в форме диалога с Господом. Это увлекательное чтение, потому что святая не только рассказывает, но и показывает, что она вновь переживает глубокий опыт своих отношений с Богом. В 1566 году Тереза пишет Путь совершенства, названный ею Наставления и советы, которые Тереза Иисусова дает своим монахиням. Книга предназначена двенадцати послушницам кармелитского монастыря св. Иосифа в Авиле. Тереза предлагает им насыщенную программу созерцательной жизни в служении Церкви, основу которой составляют евангельские добродетели и молитва. Одним из наиболее ценных отрывков этого труда является толкование на Отче наш, образец молитвы. Самым знаменитым мистическим произведением св. Терезы является Внутренний замок, написанный в 1577 году, в полном расцвете зрелости. В нем она описывает свой путь духовной жизни и одновременно дает программу возможного развития христианской жизни к ее полноте и святости под воздействием Святого Духа. Тереза прибегает к образу замка с семью покоями, используя его для описания внутреннего мира человека, введя одновременно символ шелкопряда, возрождающегося в бабочке, чтобы выразить переход от естественного к сверхъестественному. Святая вдохновляется Священным Писанием, особенно Песнью песней, для заключительного символа "двух возлюбленных", который позволяет ей описать в седьмом покое вершину христианской жизни в ее четырех аспектах: тринитарном, христологическом, антропологическом и церковном. Своей деятельности в качестве основательницы реформированных кармелитов Тереза посвящает Книгу об основании монастырей, написанную между 1573 и 1582 годами, в которой она рассказывает о жизни зарождающейся монашеской общины. Также как в автобиографии повествование стремится показать прежде всего действие Бога в деле основания новых монастырей. Нелегко в нескольких словах обобщить всю глубину и стройность духовности св. Терезы. Мне бы хотелось упомянуть некоторые важные пункты. Во-первых, св. Тереза предлагает евангельские добродетели в качестве основы всей христианской и человеческой жизни: особенно отрешенность от благ, или евангельскую бедность, и это касается всех нас; любовь друг к другу как важный элемент общинной и социальной жизни; смирение как любовь к истине; решительность как плод христианской смелости; богословскую надежду, которую она описывает как жажду живой воды. При этом Тереза не забывает о человеческих добродетелях: о приветливости, правдивости, скромности, вежливости, радости, культуре. Во-вторых, св. Тереза призывает к глубокой гармонии с великими библейскими персонажами и к живому слушанию Слова Божия. Она сама чувствовала себя в созвучии прежде всего с возлюбленной из Песни песней и с апостолом Павлом, а также с Христом в Страстях и с Евхаристическим Иисусом. Далее Тереза подчеркивает, насколько важной является молитва; "по-моему, - говорит она, - мысленно творимая молитва есть не что иное, как дружеская беседа, часто проходящая наедине с Тем, Кто, как нам известно, любит нас" (Моя жизнь 8, 5) . Эта идея св. Терезы совпадает с определением, которое св. Фома Аквинский дает богословской любви, как "amicitia quaedam hominis ad Deum", своего рода дружбы человека с Богом, Который первым предложил Свою дружбу человеку; инициатива исходит от Бога (ср. Summa Theologiae II-3I, 23, 1). Молитва - это жизнь, и она развивается постепенно, сообразно с возрастанием христианской жизни: она начинается с молитвы, произносимой вслух, переходит к интериоризации через размышление и сосредоточенность, чтобы достичь единения любви с Христом и с Пресвятой Троицей. Естественно, речь не идет о развитии, при котором подъем на более высокие ступени означает отказ от предыдущего типа молитвы, - скорее это постепенное углубление отношений с Богом, которые охватывают всю жизнь. Намного превосходя рамки обычной педагогики молитвы, учение Терезы является подлинной "мистагогией": читателя своих произведений она учит молиться, молясь вместе с ним; она нередко прерывает рассказ или изложение, чтобы погрузиться в молитву. Еще одной темой, которая была дорога этой святой, является центральность человечности Христа. В самом деле, для Терезы христианская жизнь заключалась в личных отношениях с Иисусом, которые достигают кульминации в единении с Ним через благодать, любовь и подражание. Этим объясняется то значение, которое она придавала размышлению о Страстях и о Евхаристии, как присутствию Христа в Церкви, для жизни каждого верующего, и как сердцу литургии. Св. Тереза жила безграничной любовью к Церкви: она демонстрировала живое "sensus Ecclesiae" , чувство Церкви перед лицом раздоров и конфликтов в Церкви ее времени. Она осуществила реформу ордена кармелитов с намерением лучше служить и лучше защищать "Святую Римскую Католическую Церковь", и была готова отдать за нее жизнь (ср. Моя жизнь 33, 5). Последним важным аспектом учения св. Терезы, который мне бы хотелось подчеркнуть, является совершенство, как стремление всей христианской жизни, ее конечная цель. Святая имела очень четкое представление о "полноте" Христа, которую должен пережить каждый христианин. В конце пути Внутреннего замка, в последней "комнате" Тереза описывает эту полноту, которую мы достигаем, став храмом Пресвятой Троицы, в единении со Христом через тайну Его человечности. Дорогие братья и сестры, св. Тереза Иисуса является истинным учителем христианской жизни для верных всех времен. В нашем обществе, зачастую испытывающем недостаток духовных ценностей, св. Тереза учит нас быть неустанными свидетелями Бога, Его присутствия и Его деяния, она учит нас реально ощущать эту жажду Бога, живущую в глубине наших сердец, это желание видеть Бога, искать Бога, беседовать с Ним и быть Его друзьями. Эта дружба необходима всем нам, и мы должны искать ее, день за днем, вновь и вновь. Пример этой святой, глубоко созерцательной и эффективно действенной, побуждает также и нас посвящать каждый день должное время молитве, этой открытости к Богу, этому пути, чтобы искать Бога, чтобы видеть Его, чтобы найти Его дружбу, а с ней - истинную жизнь; ибо, на самом деле, многие из нас должны бы сказать себе: "я не живу, - не живу по-настоящему, потому что не живу сутью моей жизни". Поэтому время, потраченное на молитву - это вовсе не потерянное время, а время, когда нам открывается путь жизни, открывается путь для того, чтобы научиться у Бога пылкой любви к Нему, к Его Церкви, и конкретному милосердию к нашим братьям и сестрам. Спасибо. | |
|
Всего комментариев: 0 | |